НАРОДНО-БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ ГУБКИНСКОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРОДНО-БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ ГУБКИНСКОГО РАЙОНА

Дурнева А.А. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из центральных проблем музыкальной фольклористики – это проблема сохранения местных традиций в народном музыкальном творчестве. Описание региональных местных традиций русского фольклора - необходимая база для развития наших знаний о законах национального мышления. Материалы каждой фольклорной экспедиции обнаруживают новые, прежде неизвестные детали в народном творчестве. Фольклорные экспедиции в села Губкинского района Белгородской области осуществлялись в период с 1992 по 2012 годы студентами и преподавателями Губкинского филиала ГБОУ ВО БГИИК. На основе материалов этих экспедиций мы можем выявить общие признаки народно бытовых традиций Губкинского района.

Круг годовых календарных обрядов открывается новогодними святочными ритуалами. «Святки» в крестьянском быту считались самыми веселым, шумным праздником. На «Святки» не работали, ходили на «днюшки», «вечерушки», катались на санях, играли в снежки, пели песни, «водили танцы». По селу ходили ряженые, пели поздравительные песни. В одном селе они назывались «Щедровками», в другом «Колядками», в третьем «Посевальными».

Коляда, Колядица,

Я Христова девица,

Я по лугу гуляля,

И цветочки собирала,

С Рождеством вас поздравляла!

Под Рождество молодежь собиралась группами, отдельно девушки, отдельно парни, ходили по дворам, стучали в окна и кричали: «Сужен - ряжен, кафтаном обряжен, как невесту (жениха) зовут?» Хозяйка двора должна была выкрикнуть столько имен, сколько парей (девушек) было в компании. Таким образом молодые люди гадали. Самым распространенным гаданием в селах Губкинского района было гадание на петухах. Девушка шла в хлев, ловила петуха, приносила в хату. Там уже были приготовлены зеркало, чашка с зерном, чашка с водой. По цвету петуха судили о цвете волос будущего суженого, а по поведению – о характере будущего мужа. Если петух смотрится в зеркало – жених будет щеголем, клюёт зерно - обжорой, пьёт воду –пьяницей. Пожилые женщины выносили во двор старые соломенные перины и поджигали их. «Покойникам пятки греть» - говорили старожилы. Это был святочный ритуал поминовения усопших родственников.

Следующим любимым праздником крестьян была Масленица. Масленица празднуется за семь недель до Пасхи.

В центре села ставили столб, на верхушку столба вешали приз, который доставался самому ловкому из желающих получить его. Молодые парни и девушки. дети, катались на лошадях. В «сырую неделю» примечали: ненастье в воскресенье перед Масленицей - к урожаю грибов; если на Масленицу идет снег- будет хороший урожай гречихи.

Празднованию Пасхи предшествовал Великий пост. Во время поста кушали скоромную пищу: «бурашницу» (салат из сахарной свеклы), «тюрю» (кусочки хлеба политые растительным маслом), «заваренку» (булки из заварного теста и из гречневой муки).

Вечером перед Пасхой селяне шли в церковь на службу, которая совмещалась с освящением куличей, яиц, сала, творога и других продуктов. После возвращения со службы вся семья собиралась за праздничным столом, молились, «бились яйцами», разговлялись.После разговения крестьяне шли на кладбище, «катали яйца» на могиле усопшего родственника. Оставляли там освященные продукты, чтобы «склевали птички Божьи». В отдельных селах на кладбище ходили Радоницу (первый вторник после Пасхи). После обеда на Пасху молодежь собиралась на выгонах. Выгоном называлось пустое место, недалеко от хаты, куда летом сгоняли скотину. Там формировали стадо и гнали его на пастбище. В праздники здесь располагался базар. Вечером на выгоне молодёжь устраивала игрища. Играли в «лапту», «гусей», «клин», «масла». В «масла» играли следующим образом: участники становились в круг, выкапывали впереди себя небольшую ямку- лунку. Ведущий стоял в центре круга с палкой, которой старался загнать мяч в одну из лунок. Стоящие возле лунок игроки - защищались.

Троица – последний в году приходящий христианский праздник. «В Троицын день вся земля именинница» говорят в селе Меловом. Хаты украшали ветками березы, полы в избах выстилали чабрецом, в кувшинах стояли цветы. Троицын день старались встретить не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Утром ходили на кладбище, убирали могилки, украшали их цветами и березовыми ветками, поминали усопших.

Вечером незамужние девушки носили по селу украшенную алыми лентами ветку березы.

Наряду с календарными обрядами существовали семейно-бытовые ритуалы. Как в большинстве сел Белгородской области, в Губкинском районе наиболее традиционным является свадебный обряд.

Свадьба начинается со сватовства. Свататься ходили вечером в субботу или в воскресенье, за две недели до свадьбы. На сватовство собирались не только мать, отец, братья, но и приглашенная «говорунья», чтобы «ладно договорились». «Хата не наша, потолок не наш,а верх – наш», - говорили родственники жениха. «Это мы еще посмотрим» - отвечал отец невесты. При удачном исходе дела пелись песни. На сватовстве договаривались о «запое».

«Запой» проходит в доме невесты. Все продукты для застолья доставляет жених. Невеста ставила на стол только «хлеб-соль». Отец и мать невесты встречают словами:

-Кто вы такие может заблудились? Езжайте своей дорогой.

-У нас залетела голубка в этот двор, а наш голубь воркует без нее.

Невеста выходила к гостям с поклоном приглашала всех на «хлеб-соль».

После сватовства в селе Чуево девушки «вещали о предстоящей свадьбе», проходили по селу с песней «Над речкой рябинушка стояла». Перед свадьбой у невесты собирались подруги на девишник: украшали хату ветками рябины, пели песни. А в это же время родня невесты «ходила наряжать» хату жениха с песней.

Особенностью проведения свадебного утра является «подушечный» ритуал. Невесту сажали на подушки, подруги старались согнать ее оттуда и занять ее место.

Встреча дружков жениха утром свадебного дня сопровождались напевами «Прилетал сизай голубь», «У ворот растет трава».

По приезду жениха совершался «выкуп застолья». Застолье выкупал «дружко». После того как «стол выкуплен», девушки вместе с невестой «переплетали» руки и протягивали их жениху. После того как жених узнавал ладонь своей суженой, девушки вставали из-за стола, уступая место гостям. Родные невесты за стол не садились. Они «обыгрывали» песнями молодых, сватов, всех родственников жениха. Невеста начинала плакать. Всех гостей просили выйти из хаты. Плотно закрывали двери, занавешивали окна. Начинался обряд благословения. (Напевы, посвященные невесте-сироте: «Сосна», «Ой, не река, моя речушка»).

После благословления младший брат невесты «продает косу», подруги невесты «продают сундук» с приданным. Только после этого дружка увозил молодых в церковь. Невесту провожали со двора с песней «Солнышко за лесом закатилось». А у дома жениха ее встречали с напевом «Хмель, ты мой хмелинушка», «В нас на Дону», «Ой чей-то конь».

В доме жениха за стол садилась родня невесты, а родня жениха «обыгрывала» каждого гостя, за что те бросали деньги в стакан. Много вариантов корильных песен, исполняемых в день свадьбы, зафиксированы в селе Богословка.

Поздно вечером, по окончанию вечеринки дружка отводил молодых в «люльку» (кровать), связывали им ноги алой лентой. Утром дружка будили: «Иди молодым ноги развяжи». Молодых поднимали (алую ленту несли в руках), сажали за стол.

Приезжали мать и отец невесты, привозили куст калины («сундук харчей»). Гости ломали калину, опускали к себе в стакан. Снова начиналось гуляние и продолжалось оно до тех пор, пока не подавали кашу. Песни «Ой, под лесом» служила знаком окончания свадебного пира.

В первое воскресенье после свадьбы ехали «обкатывать молодых». Крёстные родители жениха и невесты покупали молодоженам новую одежду, ехали к новобрачным, ставили их в корыто и обливали («обкатывали») их теплой водой. Воду подогревала свекровь. Затем молодых отводили в заранее приготовленное помещение, вытирали жениха и невесту, одевали во все новое. Обедали. Вся закуска была приготовлена крестными родителями жениха и невесты.

Во-второе воскресенье после свадьбы зять приезжал в гости к теще («тещу обувать из сапог в лапти»).

Свадебные песни и обычаи поныне весьма прочно бытуют в селах Прицынки и Богословка.

Соприкасаясь с традициями Губкинского района, понимаешь, на сколько интересный и разнообразной была жизнь наших земляков еще в недалеком прошлом. В настоящее время исследовательская деятельность помогает становлению современных обычаев и обрядов на основе народных традиций.

Просмотров работы: 653