ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АРМЯНСКИХ И РУССКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АРМЯНСКИХ И РУССКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Мкртчян А.Т. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыка объединяет народы, она не имеет национальности. Музыка – это человеческая душа. Ее надо помнить, развивать, передавать бережно будущему поколению.Самобытная армянская народная музыка составляет основу национального самосознания и определяет социокультурную идентичность армянского народа. Являясь одной из самых древних культур, обладая ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством и композиционным благородством, армянская народная музыка оказала значительное влияние на развитие всей мировой музыкальной культуры.

Вековая дружба наших двух народов, духовное единение связывает русских и армян. Богатая русская культура, русский язык дают нам уникальную возможность проникнуть в новое безграничное духовное пространство, расширить самих себя и понять других. Превалирующее большинство армянского народа, также связано с Россией и ее культурой, не только узами вековой дружбы, но и тесным переплетением культурных и духовных ценностей. Яркое свидетельство армяно-российской дружбы, свидетельствует о том, что культура наших народов, общая историческая память – в руках подрастающего поколения, а значит в надежных руках.

Связи армянского и русского народов в разных областях культурной жизни окрепли и усилились после принятия на Руси христианства. Особенно укрепились связи армянской культуры с русской в начале XX века. Среди прогрессивных деятелей русской культуры пробудился большой интерес к духовной жизни армянского народа.

Арменисты считают, что армянский этнос сложился на рубеже II-I тыс. лет до н.э. При этом в армянской литературе принято выделять различные группы армян по местам расселения и по другим признакам, вплоть до языковых и конфессиональных. Так, выделяются амшенские, карабахские, западные армяне, зоки, ахперы, а также – черкесочаи. Одновременно с этим относительно армян бытует дефиниция «разные народы»: таким понятием сама армянская интеллигенция подчеркивает различия между армянами диаспоры и Армении. Об этом парадоксе весьма часто рассуждают сами арменисты: имеется в виду двойственность армянского этноса. Например, как считает Ерванд Азатян, «мы разные народы». Армения – кавказская страна. Диаспора со своими константинопольскими корнями и различными воздействиями – совершенно другой мир. Поэтому сформировались две разные нации. Кровью схожие, языком почти схожие, однако мировоззрением – почти антиподы.

У армян давно нет отечества; их не привязывает ни родная сторона, ни дом, ни далекий путь, ни другой климат, ни народ негостеприимный; они едут и селятся везде. Ибо, как отметил Т.Амбарцумян, «Большинство армян предпочитают жить в изгнании, а не на собственной родине, потому что они стали воспринимать понятие Родины, как то место на земле, где им позволяют выжить». Стоит также привести мнение С.Арутюняна: «Армяне постоянно откуда-то и куда-то мигрируют…Для них мир тесен всегда». Естественно, что в условиях такого дисперсного расселения, если и удавалось сохранить сознание религиозной, языковой, культурной и этнической общности, этого оказывалось недостаточно для единства менталитета, а порой и самоидентификации.

В чужой стране армяне сохраняют свой национальной облик, до тех пор, пока помнят свою родину. Армянин, как только ступает за пределы Армении, уже не армянин. Фамилия у него еще армянская, внешность тоже, язык еще не успел забыть, но уже считает себя кем угодно, только не армянином. Внешне оставаясь прежним, разрушается внутренне. Со временем он и внешне приспосабливается к своей новой стране и исчезает.

Из вышеизложенного следует, что армянскому этносу, перманентно меняющему место обитания с VIII века н.э. и до сих пор, как нельзя более подходит латинская поговорка: «Где хорошо, там родина». Армяне – космополиты по натуре. Они приспосабливаются к любому климату и к любому правительству. Когда же части армян удается собраться вместе, вступает в силу закон «притяжения - отталкивания». Главная причина «двойственности» армян – многовековое отсутствие армянской государственности, которая была трижды ими утрачена в Малой Азии (в IV, VI, XI веках), и связанные с этим неоднократные миграционные передвижения и дисперсное расселение по миру. В результате сложилась широкая армянская диаспора – спюрк, охватывающая большинство армянского народа. В сегодняшней Армении живут 2.250 тыс. армян, тогда как в мире их по самым скромным подсчетам насчитывается более 7 миллионов.

Человек не песчинка и не частица. Комфорт и уверенность ему дает то, что называют «своим кругом». Прежде всего, такое ощущение люди испытывают рядом с братьями по крови, культуре и религии. С теми, с кем у них и колыбельные общие, и свадебные песни, и поминальные молитвы. Почему армяне для российских русских «свои»? Прежде всего – «по сроку давности и цензу оседлости». В России армяне живут не первое столетие. Они для русских давние соседи. Очень важно и то, что российские армяне – люди, глубоко интегрированные в русскую культуру и историю. От маршала до композитора, от ученого до футболиста. Их имена на слуху, это часть истории, «золотой фонд» и всеобщее достояние страны. Армяне исповедуют христианство, что тоже делает их в среде православных русских «своими». Наконец, даже в глубинах исторической памяти невозможно найти примеры вооруженных конфликтов между Россией и Арменией – страны всегда были союзниками и партнерами. А на бытовом уровне многое определялось поведением армян-переселенцев: они не образовывали «колоний», были открыты для общения, умели завоевать репутацию людей трудолюбивых и доброжелательных.

Решающий фактор – общий язык. В прямом и переносном смысле, представители армянской диаспоры не просто «знают русский» - очень часто это их родной или второй родной язык. Корни двух народов переплелись плотно. Армянский этнос в своих взаимоотношениях с другими (особенно русскими) представляет собой модель, оптимальную для дальнейшего поступательного развития, в ходе которого возникнут новые – межэтнические и «надэтнические» общности в которых, деление «на своих и чужих» отпадает за ненадобностью. Одаренные армяне особенно зорки к различным недостаткам и несовершенствам и зачастую «выпадают» из привычных рамок работы, жизни и мышления. Оказавшись в трудной ситуации, они не впадают в отчаяние, ибо эта ситуация служит для них своеобразным вызовом и открывает дополнительные возможности. В диаспоре трудно найти армян, не справившихся с чрезвычайно сложными проблемами уже в первом поколении. Люди с высоким творческим потенциалом отличаются гибкостью и открытостью ума, отличаются широтой интересов. Они честолюбивы, нацелены на достижение успеха, лишены мелкой мстительности, зачастую у них есть «чувство собственного предназначения». Замечательными чертами армян является их несгибаемость, упрямое мужество и выдержка, которыми они и обязаны своим сохранением, как народа.

У армянина в иной национальной среде начисто отсутствует способность собираться в этнические группы, а поэтому армянин на чужбине нередко предпочитает общение с местным населением, а также национальные общины.

Традиции воспитания в культуре армян, ярко отражают их привязанность к семье и детям. Традиционно у армян к старшим особое уважение и почитание. Армяне темпераментны и достаточно вспыльчивы, но добродушны, общительны и очень гостеприимны, любят музыку и национальные танцы, а также тонкий юмор. Молодежь Армении способна стремительно менять свои взгляды на жизнь, однако, это означает, что каждый раз новое будет вытесняться еще более новым. При этом в глубине своей сущности значительное большинство из них остается приверженцем и носителем истинно национальных традиций. Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армяне сумели сохранить свое духовное богатство – религию, культуру и национальные многовековые традиции и обычаи, которые они строго соблюдают, и посей день.

Литература:

  1. Абегян, М. История древнеармянской литературы / М. Абегян. – Ереван.; 1975. с.12-14, 25-26.

  2. Адонц, Н. Армения // Новый энциклопедический словарь (НЭС) Брокгауза – Ефрона, том3 / Н. Адонц. – С.-Петербург, 1912, стлб. 601; История армянского народа с древнейших времен до наших дней. – Ереван, 1980. с 27.

  3. Армяне в России. Сборник статей. / Под ред. Э.Р. Григорьяна.- М.: Институт социальных наук, 2013. – 140с.

  4. Независимая международная газета Ноев ковчег. №7 (213) Апрель (16-30), 2013г.

Просмотров работы: 645