ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Тулинова В.И. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма – головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и с головными уборами других областей России. Многие из этих уборов можно считать результатом местного творчества. Однако есть в них общие детали, некая первооснова, позволяющая относить их именно к русскому и шире – к славянскому костюму.

Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой – кокошник. Бывали и исключения – в селах Шебекинского района к сарафану надевали сороку. Однако порой это лишь вопрос терминологии, ибо и сорокой, и кокошником в белгородских селах часто называли аналогичные седловидные формы. И те, и другие – сложные многосоставные конструкции, относящиеся к так называемым кичкообразным уборам. Они состояли из рогатой кички, сороки (кокошника), позатыльника (позатыльня), иногда еще и налобника. Кичка – это основа убора, простеганный в несколько слоев холст, которому придана определенная форма. Рогатый головной убор, недвусмысленно свидетельствующий об имитации рогов животных, восходит к временам тотемизма, к культуре первобытных охотников эпохи неолита. У православян существовал культ оленя (лося). Мать – небесная Лосиха считалась прародительницей всего сущего, оберегающей от всех бед. В человеческом сообществе олицетворением Лосихи была женщина, что и подчеркивал рогатый головной убор. Связанный с идеей плодородия, особенно важной для земледельцев, рогатый убор удивительным образом продержался в народном костюме целую эпоху. Головной убор в форме рогов дожил до XX века в костюмах Рязанской и Тамбовской областей, а так же по всему югу России.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданы и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский. Характер головного убора отражал не только семейное, но так, же социальное и имущественное положение женщины.

Любимым убором и для девушек, и для женщин был платок. Он был очень красив и удобен в пользовании. На общем фоне черной девичьей или красной женской одежды платок не только служил ярким акцентом, но и мягко обрамлял лицо. Сливаясь с цветовой гаммой одежды, платок гармонично обогащал и как бы конструктивно завершал её. Следует отметить, что повсеместно в нашем крае особой популярностью пользовались фабричные «французские» платки из ярко красного набивного ситца с самыми разными рисунками. Желая придать платку ещё большую красочность и нарядность, их дополнительно «накищали» (украшали), пришивая к краям двух противоположных углов (один с изнанки, другой с лица) «барскую ленту», тесьму и кисти из гаруса. В зависимости от рисунка ткани таких платков, их могли называть «бешенными», «гребешистыми» и др. Пожилые женщины носили белые ситцевые платки. Наиболее нарядными во многих селах считались более большие платки (шали) из шёлка или тонкой шерсти.

В Губкинском районе бытовали повязки из платков. Первым платком окручивали (повязывали) голову, второй надевали сверху, завязывая под подбородком. В селе Богословка под платок надевали белую косынку. В селе Присынки бытовали чепчики в виде шапки-таблетки с рюшью по краям. Были здесь распространены и репсовые шали (это платок из тонкой шерсти с рельефной в виде рубчика фактурой, с ярким полосатым узором), а так же «молоковые» платки с цветочным узором по кремовому полю. В селе Осколец платок повязывали не совсем обычным для белгородских сёл способом. Его не складывали на угол, а квадратом подводили снизу к голове, два конца завязывали на лбу в виде жгута. Затем нижнюю часть платка накидывали на голову, подворачивая на лбу и завязывая концы сзади. Получался своеобразный конвертик.

В селах Васильдол и Солонец-Поляна Новооскольского района девушки повязывали «колпак» - убор из алого жёсткого шёлкового платка с бахромой. Такой головной убор было непросто соорудить на голове, требовался опыт и сноровка. При повязывании «колпака» платок складывали в широкую полосу, которую замыкали в кольцо и тщательно спереди прятали концы, прикалывая их двумя «кустиками» - круги, обшитые разноцветной шерстью и украшенные бисером и блестками (их так же называли булавочками, так как они крепились к ткани иглами). Женский вариант такого убора – с закрытой макушкой. Сначала низко на лоб надевалась белая шапочка – шлычок, затем выше лба повязывался красный платок.

В селе Боровое Новооскольского района женщины повязывали одновременно на голову до шести платков. Самый нижний платок был белый ситцевый. Следующие платки были различной расцветки. Предпоследний пятый платок повязывали красный «заграничный» концами вперед под подбородком, а сверху покрывали большую шаль, закладывая сближенные концы так же под подбородком, или забрасывали их назад. Каждый из платков повязывался так, чтобы каждый нижний платок был виден.

В селах Красненского района распространен женский головной убор – повойник. Повойник представляет собой шапочку, сшитую из куска цветного материала. Под шапочку повязывался скрученный в жгут платок в виде ободка, чтобы придать более правильную форму. Поверх повойника покрывали платок. Надлобная часть повойника выглядывала из-под платка и была обильно расшита вышивкой, бисером, блестками, которая низко надевалась на лоб. Поверх «шлычка» повязывали «заграничный» платок, украшенный атласными лентами.

А вот в Старооскольском районе в селе Роговатое, женщины носили платки из однотонной ткани красного цвета. Концы платка завязывали назад поверх заднего угла платка, под затылком. Уши были открыты и к платку, обязательно добавлялся такой элемент-украшение, как косицы селезня, которые подтыкались под платок выше уровня висков.

В селах Алексеевского, Красногвардейского и Старооскольского районов – бытовал женский головной убор «сорока», в форме небольшой шапочки. Этот убор дожил и до нашего века, но встретить его чаще всего можно в видоизмененном, упрощенном виде.

Первое надевание женского головного убора, называвшееся «повивание», происходило очень торжественно. При этом пелись песни, в которых рассказывалось, что девушка прощается с девичеством. Сороки были седловидной или овальной формы, частично или полностью на твердой основе из проклеенного холста или картона и представляли собой несшитые между собой части. Для изготовления убора использовали бархат, атлас, гарус, блестки, галун. Шапочка–сорока старого образца вышивалась золотыми нитями, позднее сороки украшались покупным позументом, который обычно шел на офицерские погоны. Практически во всех селах конструкция сорок была одинакова – рогатая кичка, позатылень и твердая шапочка. Возле ушей под сороку подтыкали селезневые перышки.

В Ракитянском районе головные уборы носят только под сарафан. Один из головных уборов представляет собой своеобразно повязанный большой платок или шаль «с ушами». Концы шали петлеобразно подтыкаются на уровне висков с обеих сторон. Другой головной убор представляет собой шапочку без верха. Его основа, сделана из картона, обшита материалом, украшена бахромой и вышивкой. Это достаточно удобный головной убор, который прост в изготовлении.

Платки заменили и старинные девичьи головные уборы – венцы, налобники, повязки, которые в начале XX века уже практически не встречались в белгородских селах. Возможно, они ушли из быта в силу того, что не имели такого ритуального значения, как женские уборы, к тому же платки были красивы, удобны и, что немаловажно, модны.

Литература:

  1. Горбатовская А.В. Счастливая путь-дорожка. Народные песни села Боровое. - Б., 2007.

  2. Зотова И.П. Белгородский народный костюм. изд. «Истоки» – Б., 2005.

  3. Кулабухов А.В. Прекрасна ты моя сторонка. Народные традиции села Подольхи. изд. БГЦНТ. – Б., 2004.

Просмотров работы: 907