КОНСАЛТИНГ КАК ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНСАЛТИНГ КАК ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ.

Галиуллина А.Г. 1
1Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В большинстве научных, а так же в учебных источниках, консалтинг анализируется в ряде случаев как услуга, или как составляющая менеджмента, и мало изучается со стороны экономических отношений. Консалтинг рассматривается, прежде всего, как инструмент управления. Если немного поразмыслить, консалтинг – это креативная, даже с одной стороны, творческая, научно-практическая деятельность, находящаяся на границе науки и практики, все более принимающая высокотехнологичный, возможно эволюционный характер с инновационными решениями.

Роли консалтинга, которые необходимо выделить для его понимания:

1.     Консалтинг как институт рыночной экономики.

2.     Консалтинг как инструмент формирования уникального интеллектуального капитала фирмы.

3.     Консалтинг как инструмент межфирменных взаимодействий и развития межфирменных партнерских отношений.

4.     Консалтинг как элемент сетевой организации бизнеса.

5.     Консалтинг как передаточный механизм между теоретическими знаниями и практикой [1].

Разберем консалтинг как экономическую разновидность, специализированного вида экономической деятельности, а также как институт экономики. Взгляд на консалтинг как на институт был высказан в [2]. Однако следует более детально рассмотреть, имеет ли консалтинг признаки для того, чтобы исследовать его как институт, какие именно особенности института проявляются в консалтинге, и какой подход следует применять к консалтингу как к институту для теории и практики консалтинговой деятельности. На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Консалтинг новый вид деятельности на российском рынке. В сущности, консалтинг – это вид интеллектуально – консультационной деятельности, направленной на анализ и разработку определённой проблемы для достижения желаемого результата, усовершенствования и эффективности работы, а так же выхода из кризисной ситуации предприятия. Продуктом консалтинга является особое знание – информация, в виде схемы или модели решения, обретаемая клиентом.

Для интереса и понимания консалтинговой деятельности, рассмотрим рисунок №1.

 

Рисунок 1. Справка о консалтинговой деятельности

Из рисунка №1 видно, что консалтинг недостаточно развит на российском рынке и только набирает обороты в современной экономике.

Роль консалтинга раскрывается в работе с помощью функций и задач, которые он выполняет в современной экономике. В статье рассматривается консалтинг как институт рыночной экономики, назначение или специализация которого направлена на снижение трансакционных издержек экономических представителей (клиентов) на поиск информации и решение управленческих, а также аналогичных проблем.

За основу модели института, предложенной в статье, взяты подходы к понятию института в работах Д. Норта, Дж. Серла, Э. Остром, данная модель более ярко определяет консалтинг как институт. Экономические институты по Норту – это «придуманные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей. Их составляют формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения к их исполнению. В совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках». «Институт представляет собой систему конститутивных правил вида «Х считается Y в контексте С», где Y приписывается статусная функция». Главная роль институтов и смысл их существования, по Серлу, не просто в ограничении действий людей, а скорее в создании новых отношений власти и влияния. Согласно Серлу, «Как только институт устоялся, он порождает структуры, отвечающие за создание институциональных фактов» [3].

По Э. Остром правила, входящие в состав института, определяют:

1) возможные позиции, или роли, участников;

2) порядок занятия и оставления участниками этих позиций;

3) действия, которые сотрудники организации, занимающие те или иные позиции, могут, должны и не должны предпринимать;

4) результаты, которых участники, занимающие те или иные позиции, могут, должны и не должны добиваться [4].

Таким образом, можно рассудить, что консалтинг попадает под заданные понятия экономических институтов.

Становление консалтинга как института является положительным (развивающим), перспективным явлением, поскольку институты выполняют следующие функции:

1.     Обеспечивают прогнозируемость результатов определенных действий с точки зрения общественной реакции на эти действия. Институт консалтинга должен давать позитивный итог для экономических субъектов и экономики в целом.

2. Обеспечивают снижение трансакционных издержек рыночного взаимодействия.

3. Обеспечивает наследование правил и норм. Институты наследуются благодаря характерному им процессу обучения. Соответственно должна быть налажена система подготовки консультантов, их профессионализации и т.д.

4. Гарантия свободы и безопасности экономических агентов (предприятий и фирм), в том числе с помощью консалтинга. То есть статус консультанта должен обеспечивать соблюдение профессиональной этики, в частности, неразглашение информации о фирме, неиспользование информации в корыстных целях, достижение полезных результатов.

Положительный результат института консалтинга связан с тем, что снижает трансакционные издержки, такие например, как издержки рыночного взаимодействия с клиентами и поставщиками, издержки поиска информации, издержки оппортунистического поведения.

Консалтинг обеспечивает снижение трансакционных издержек клиентов в следующих направлениях:

1) снижение затрат на поиск важной информации. Новой информации и знаний, которые могут помочь реформироваться под новые условия, который требует рынок. К ней можно отнести информацию о правовых и экономических сделках, информацию о способах и методах увеличение прибыли, о маркетинговой деятельности и других сторонах предпринимательской деятельности. Перечисленные типы информации могут быть включены в структуру фирмы в виде подразделений, отвечающих за конкретные вопросы, или приобретены на рынке в виде консалтинга. Чем больше развиты консалтинговые услуги и конкуренция на рынке консалтинга, тем более разнообразными и дифференцированными становятся консалтинговые продукты и более доступными их цены;

2) снижение затрат на защиту прав собственности. Необходимость преодоления (победа) оппортунизма и защита интересов собственника составляет один из значимых видов трансакционных издержек. Консалтинговые услуги, направленные на обеспечение защиты собственности от увода, сохранение устойчивого и стабильного производства и реализации продукции и работ/услуг, например, как создание франчайзинга помогают снизить затраты защиты прав собственности; 

3) снижение затрат измерения, оценки качества работы персонала, продукции, технологий, понижение которых должно обеспечиваться консалтингом;

4) снижение затрат на поиск поставщиков и покупателей;

5) снижение издержек оппортунистического поведения: отлынивания и взяточничество персонала и контрагентов фирмы. Консалтинговые услуги созданы для того, чтобы совершенствовать методы управления персоналом, методы проверки работы персонала, организационную структуру фирмы и др. Ведь консалтинг - это вид интеллектуально – консультационной деятельности, некая специализированная деятельность, которая направлена на анализ и разработку определённой проблемы, прежде всего, типичных проблем бизнеса, индивидуализированных для конкретных клиентов, в следствии чего консалтинг становится экономическим институтом, снижающим индивидуальные издержки на решение рыночных задач. Само наличие типовых решений снижает издержки их персональных вопросов. В каждом случае клиент самостоятельно решает, что дешевле – самому решать проблему, или обратиться к консалтингу. Задачей консалтинга является достижение желаемого результата, усовершенствования и эффективности работы, а так же выхода из кризисной ситуации фирмы, а в итоге, повышение результативности работы клиента, что значит, возмещение клиентом затрат на консалтинг за счет роста доходов фирмы и получение клиентом дополнительной прибыли.

В ходе изучения институциональной стороны консалтинга имеется ряд проблем. Рассмотрим данные вопросы в институте консалтинга:

1. Отсутствие правил. Законодательная база, регулирующая консалтинговую деятельность, в Российской Федерации до сих пор не создана; консалтинг регулируется ограниченным количеством документов. Это Гражданский кодекс, регулирующий все договорные сделки гражданско-правового характера (глава 39) и ОКВЭД2 (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), который относит консалтинговые услуги  код 63.99.1. Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг, код 70.2. Консультирование по вопросам управления (в т.ч. 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления), 69.2. Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию. Остальные регламентирующие документы носят ведомственный характер.

2. Нормы правления консалтинга и действий консультанта не разработаны и не определены в каких-то стандартах или регламентах, нет единых профессиональных стандартов и этических норм.

3. Стимулы и способы принуждения к выполнению норм носят общеправовой характер. Поскольку нормы консалтинга не выработаны, среди клиентов кроется недоверии к консалтингу; опасении в утечке и корыстном использовании информации, что сдерживает развитие спроса на консалтинг.

4. Порядок занятия и установление консультанта практически не регламентируется, поскольку нет механизма сертификации консультантов. Позицию консультанта может занять практически каждый желающий, не требуется подтверждение общего или специального образования.

5. Статус консультантов и механизм его получения. В отличие от позиции консультанта, статус консультанта – это общественное признание, выраженное в популярности консультанта, и проявляющееся в рейтинге или оплате консалтинговых услуг. Статус консультанта можно подтвердить следующими способами: публикации в журналах, деловой прессе, публикация книг, участие в экспертизах различных проектов, в научных и инновационных площадках, ТВ-передачах, информирование об успешных проектах и успехах клиентов, а также положительные отзывы клиентов.

6. Роли, выполняемые консультантами, разносторонни, они выполняют: роль помощника в решении проблем предприятия, роль исследователя, научно-просветительную роль – консультант распространяет современные знания о методах, дающих выигрыш в конкуренции, передовой опыт. Консультант повышает квалификацию руководителей и сотрудников через передачу новых знаний и формирование передовых навыков управления без отрыва от бизнеса; роль наставника, который своим авторитетом помогает снизить затраты на принятие решений; роль воспитателя при решении проблем личной эффективности, персональном консалтинге руководителя, тренингов и обучении персонала.

7. Только Гражданский кодекс и ряд общих законов регламентируют поведение консультанта, который должен обеспечивать коммерческую тайну, интересы клиента, соблюдение условий договоров.

В то же время в консалтинговой деятельности, могут возникать признаки «рынка лимонов», связанные с возможностью консультанта скрывать часть ценной информации, представлять сведения в нужном для себя свете, даже искажать ее. Все эти действия характерны для рынка с асимметричной информацией. Решением снижения информационной асимметрии является гласность и развитие института консалтинга, в том числе формирование правовой базы и профессиональных ассоциаций.

8. Профессиональная категория экспертов по консалтингу только формируется, поскольку нет системы обучения и квалификации консультантов, нет системы сертификации консультантов, системы государственной аттестации.

Отсюда можно сделать вывод, что в целом происходит развитие рынка консалтинга и процесс так называемой институционализации консалтинга. Главными недостатками прогресса института консалтинга является, конечно, отсутствие системы норм и регламентов консалтинга, концепции квалификации и подготовки специалистов консалтинга, несовершенство нормативно - правовой базы, и конечно же, недоверие клиентов к консалтинговой деятельности, что мешает развитию формирования консалтинга как института.

Список литературы:

1.     Калюжнова Н.Я., Мрочковский Н.С. Роль консалтинга в развитии малого и среднего предпринимательства // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 5). – С. 1204-1209.

2.     Грабельных Т.И., Толстикова А.В. Консалтинг в России: от истории до инновационных практик. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – 145 с.

3.     Серл Дж. Что такое институт // Вопросы экономики. – 2007. – № 8. – С.15-26.

4.     Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. – М.: Мысль, ИРИСЭН, 2011.

5.     Калюжнова Н. Я., Мрочковский Н. С. Консалтинг как институт новой экономики. Иркутск: ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, 2014. 132 с.

6.     Рубан В.Е., Бойко А.А. Консалтинговая деятельность и развитие рынка консалтинговых услуг// Современные проблемы экономического и социального развития. 2013. – № 9. – С. 50-53.

7.     Грабоздин Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг// Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. – № 2 (29). – С. 74-80.

8.     URL: https://fut.ru/industries/  (дата обращения: 19.01.2017).

Просмотров работы: 518