ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Шевченко П.П. 1, Райкова С.А. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: Эпидемический энцефалит был впервые описан венским профессором-неврологом К.А. Экономо в 1915 году во время эпидемии в Австрии. В 1918-1926 гг. заболевание получило массовое распространение и охватило в виде пандемии ряд стран Европы. Однако, по мнению авторов [1,2,7] многие вопросы этиопатогенеза, диагностики и фармакотерапии по-прежнему остаются до конца не разрешенными, что заставляет ученых дальше заниматься этой проблемой.

Цель: Проанализировать современные методы диагностики и лечения в клинике эпидемического энцефалита.

Результаты: Острая стадия заболевания начинается с повышения температуры тела до 38-39 °С. Помимо лихорадки появляются: головная боль; боль в мышцах; тошнота и рвота; симптомы интоксикации: слабость, вялость; катаральные явления в верхних дыхательных путях. Период лихорадки продолжается около 14 дней. На фоне чего развиваются неврологические симптомы заболевания, такие как сонливость. Пациент спит на протяжении двух – трёх недель с короткими пробуждениями [6]. Патологическая бессонница проявляется в редких случаях [2]. Больной не может заснуть ни в ночное, ни в дневное время. При этом могут развиться и нарушения очерёдности сна и бодрствования, то есть больной постоянно спит днём, а бодрствует ночью. Бессонница и патологическая сонливость могут сменять друг друга. Для острой стадии заболевания характерным симптомом считается поражение ядер глазодвигательных нервов: опущение век; диплопия; анизокория; паралич взора, затуманивание зрения из-за пареза аккомодации. Фотореакция зрачков на свет отсутствует, что является основным патогномоничным признаком эпидемического летаргического энцефалита [2,5].

Для хронической стадии болезни характерны экстрапирамидные расстройства, которые проявляются: гиперкинезами в виде хореоатетоза, атетоза, миоклонии, судорог взора; акинетико-ригидным синдромом: амимия, акинез, склонность к кататонии [6].

При острой стадии могут возникать и психические расстройства, такие как зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации, изменения восприятия. При тяжёлых формах заболевания развиваются нарушения работы сердечно-сосудистой системы, гипертермия, нарушения сознания, нарушения частоты дыхания и ритма дыхания, несомненно, может развиться и летальный исход из-за остановки сердца и дыхания.

При эпидемическом энцефалите инкубационный период достоверно установить не удаётся. Острая стадия длится от 2 дней до 4 месяцев. Почти у половины заболевших, острая стадия формируется в хроническую, которая проявляется паркинсонизмом, невнятной речью, медлительностью. Помимо паркинсонизма нередки эндокринные расстройства, такие как инфантилизм, несахарный диабет, нарушение менструального цикла, ожирение. При этих патологических изменениях страдает интеллект, у детей повышается агрессивность, эротизм, психомоторное возбуждение [1].

Таким образом установлено, что основанием для уточнения диагноза эпидемического энцефалита является сочетание нарушений сна с психосенсорными расстройствами и симптомами поражения глазодвигательных нервов. Также в ликворе в острой стадии у большинства больных отмечаются плеоцитоз-40 клеток в 1 мкл, небольшое увеличение содержания белка и глюкозы. В крови обнаруживаются лейкоцитоз с увеличением числа лимфоцитов и эозинофилов, повышение СОЭ [1,2]. Диагноз хронической стадии эпидемического энцефалита основывается на синдроме паркинсонизма, эндокринных расстройствах центрального генеза, изменениях психики. В настоящее время заболевание встречается редко, протекает атипично. Максимум заболеваемости приходится на зимне-весенние месяцы. Эпидемический энцефалит поражает все возрасты от детей до стариков, однако наиболее часто болеют люди 20-40 лет. Большую роль в эпидемиологии заболевания играют бессимптомные стертые и атипичные формы, которые количественно, по-видимому, преобладают над клинически выраженными случаями [3].

Лечение эпидемического энцефалита на любой стадии малоэффективно и затруднительно. Специфических лекарственных средств на сегодня нет. Если заболевание определили в острой форме, назначаются противовирусные препараты, а это интерферон, гамма-глобулин. Лечение в хронической стадии эпидемического энцефалита проводится препаратами холинолитического ряда, преимущественно синтетическими соединениями: циклодол или тропацин. Циклодол назначают по 1 мг или 2 мг 2—3 раза в день. В случае побочных явлений, таких, как сухость во рту, нарушение аккомодации, сердцебиение, головокружение следует снизить дозу. Тропацин назначают по 10—12,5 мг 1—2 раза в день, до 20 мг при хорошей переносимости; суточная доза 20—50 и даже 75 мг.

Более эффективным методом лечения многих случаев паркинсонизма является прием L-ДОФА — предшественника дофамина. Препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и компенсирует недостаток дофамина в базальных ганглиях. Эффект от лечения L-ДОФА не зависит от этиологии заболевания, его длительности, возраста или пола больных, выраженности симптомов. Наиболее эффективно комбинированное лечение L-ДОФА с приемом старых антипаркинсонических средств — циклодола и его аналогов, а также с некоторыми десенсибилизирующими средствами — димедролом, супрастином.

Лечение L-ДОФА проводится по определенной схеме, предусматривающей постепенное увеличение дозировки и количества препарата в течение нескольких недель. Начальная доза 0,125 г в сутки, с постепенным повышением на 0,125—0,25 г. Лечебный эффект наблюдается на разных дозировках обычно от 2 г до 5—6 г в сутки. При длительном применении препарата в течение многих лет его эффективность снижается, возможно возникновение эффекта включения—выключения, когда состояние скованности тут же сменяется состоянием гипотонии и возникновением гиперкинезов и наоборот. Положительные результаты применения L-ДОФА или ее производных отмечаются примерно у 70% больных. Некоторые из них возвращаются к труду.

В последние годы для лечения больных с паркинсонизмом предложен еще ряд препаратов — мидантан, антидепрессанты. Сами по себе они менее эффективны, чем L-ДОФА, но могут быть с успехом применены для комплексного лечения совместно с L-ДОФА, особенно мидантан. Для части больных, особенно страдающих гиперкинетическими формами, остается показанным хирургическое лечение. Оно заключается в проведении стереотаксических операций, направленных на разрушение в основном вентролатерального ядра зрительного бугра [1,2].

Существуют также методы хирургического лечения паркинсонизма, при которых химически (новокаин и алкоголь) разрушают таламоподкорковые связи. Это приводит к снижению мышечного тонуса и исчезновению гиперкинезов.

Вывод: В настоящее время наблюдаются спорадические случаи эпидемического энцефалита, которые таят в себе потенциальную возможность развития эпидемии. Возбудитель эпидемического энцефалита передается воздушно-капельным путем; в каждом случае заболевания больной должен быть изолирован. Лечение симптоматическое. Наиболее эффективны на сегодняшний день в плане терапии в остром периоде болезни являются противовирусные препараты, дезоксирибонуклеаза, дегидратирующие средства, витамины группы В и аскорбиновая кислота. При хронической форме на первый план выступает применение нейротрофических и ноотропных препаратов, терапия вторичного паркинсонизма, симптоматической эпилепсии, коррекция эндокринных и вегетативных нарушений.

Литература

  1. Богадельников И.В., Прокудина Л.И., Здырко Е.В., Бездольная Т.Н. «Дифференциальная диагностика острого нарушения мозгового кровообращения и вирусного энцефалита» Крымский государственный медицинский университет имени С.И.Георгиевского. Руководство для врачей. — Симферополь, 2009. — 690 с.

  2. Гусев Е. И., Коновалов А. Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 608 с.

  3. Карпов И. А., Качанко Е. Ф., Василенко А.И., Горбич Ю.Л., Соловей И.В. «Энцефалиты в клинической практике - так ли все просто? (Обзор практических рекомендаций по ведению пациентов с энцефалитом Американского общества инфекционных болезней)» 2011 год.

  4. Карпов С.М., Батурин В.А., Тельбух В.П., Францева А.П., Белякова Н.А., Чичановская Л.В. Аутоантитела к основному белку миелина и их роль при демиелинизирующих процессах. Клиническая неврология. 2013. № 3. С. 28-31.

  5. Шнайдер Н.А., Дмитриенко Д.В.. Поздняя диагностика хронической формы эпидемического энцефалита. Сибирское медицинское обозрение. 2007, № 333, стр. 12-49.

  6. Ярош А.А, Криворучко И.Ф., Драчева З.И. Нервные болезни, учебное пособие. 1985 463 стр.

  7. Arvind K., Deepti Sh., Rashmi K., Mohammad Z. I., Usha K. Misra, Tapan N. Dhole. An epidemic of encephalitis associated with human enterovirus B in Uttar Pradesh, India. Journal of Clinical Virology, 2011-06-01, Volume 51, Issue 2, Pages 142-145

  8. Karpov S.M., Dolgova I.N., Vyshlova I.A. The main issues of topical diagnosis of nervous system diseases. Ставрополь, 2015.

Просмотров работы: 1323