Согласно пояснительной записке к проекту ФЗ № 218 данный закон разработан в целях создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» уточняет состав сведений Единого государственного реестра недвижимости, способов обеспечения обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства; порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории; требования к документам, представляемым в орган регистрации прав в результате выполнения комплексных кадастровых работ, в части требований к карте-плане территории с учетом последних изменений, внесенных в ФЗ от 24.07.2007 № 221 "О государственном кадастре недвижимости"; порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о жилых помещениях специализированного жилищного фонда, о жилых помещениях наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования. [1]
Также, данным законом передаются полномочия органа регистрации прав органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2017 года согласно ФЗ № 218 ст. 7 сформируется Единый государственный реестр недвижимости, в который войдут (Рис. 1):
кадастр недвижимости;
реестр прав на недвижимое имущество;
реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
реестровые дела;
кадастровые карты;
книги учета документов.
Рис. 1. Формирование Единого государственного реестра недвижимости.
По данным ФЗ № 218 ст. 8 кадастр недвижимости включает в себя основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно сведения о характеристиках объекта, позволяющие идентифицировать его как индивидуально определенную вещь (например, вид и тип недвижимости, площадь, характеристики); а также сведения, вносимые на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления; сведения, содержащиеся в иных государственных или муниципальных информационных ресурсах (Рис. 2).
Рис. 2. Сведения, входящие в кадастр недвижимости.
ФЗ № 218 ст. 9 регламентирует, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (Рис. 3).
Рис. 3. Сведения, входящие в реестр прав на недвижимость.
Согласно ФЗ № 218 ст. 10 в реестр границ будут внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях (границы и расположение, тип, вид зоны, реквизиты соответствующих актов государственных органов или органов местного самоуправления, на основании которых образованы зоны, и др.) (Рис. 4).
Рис.4. Сведения, входящие в реестр границ.
ФЗ № 218 ст. 11 устанавливает, что реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные настоящим Федеральным законом (Рис. 5).
Согласно ФЗ №218 ст. 12 кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты) (Рис.5).
Рис. 5. Сведения, входящие в реестровые дела и кадастровые карты.
Также, согласно ФЗ № 218 ст. 7 предусмотрено, что реестр ведется на русском языке в электронной форме. Уничтожение внесенных в него сведений не допускается: если они претерпели изменения, ранее внесенная информация должна быть сохранена. Реестровые дела по общему правилу тоже будут создаваться в электронной форме. Исключение будут составлять случаи, когда заявитель представит бумажные документы, а их оригиналы не хранятся ни в одном государственном или муниципальном органе: в этой ситуации реестровое дело будет существовать в бумажной форме.
Согласно ФЗ № 218 ст. 16 изменения претерпели и сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Рис. 6): с 10 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") до пяти независимо от того, в бумажной или электронной форме были представлены документы на регистрацию. Аналогичный срок установлен и для осуществления государственного кадастрового учета. Если заявитель воспользовался услугами МФЦ для регистрации прав на недвижимость, срок регистрации будет продлен до девяти рабочих дней (в случае с кадастровым учетом – до семи рабочих дней). Если требуется и осуществление кадастрового учета, и регистрация прав, все эти действия должны быть совершены в течение 10 рабочих дней (12 при направлении заявлений через МФЦ).
Рис. 6. Изменение сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Новым законом предусмотрена однократная компенсация гражданину - собственнику единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также гражданину - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета, ее сумма не может превышать 1 млн. руб. Установлены также условия ее предоставления [3].
Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возлагается на орган регистрации прав. Согласно ст. 3 ФЗ № 218 к полномочиям органа регистрации прав относятся:
1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;
2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;
3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;
5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В компетенции органа регистрации прав входят:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом [2].
Таким образом, новый ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» характеризуется, прежде всего, тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, охватывая сферы кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость.
В общем виде, новая система государственной регистрации недвижимости содержит в себе 11 глав и 72 статьи. Все они на первый взгляд последовательны и логичны, одна вытекает из другой. Но каким же окажется закон на самом деле и как он будет работать покажет время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Пояснительная записка к ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=145333;dst=100001#0
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=192019&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7317860584827915#0
Новый закон о государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/news/636937/
Новые правила регистрации недвижимости [Электронный ресурс] // URL: http://www.estrealinvest.ru/nationalnews/5322/