ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Мокров А.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением и усложнением содержания образования, переходом на четырехлетнее начальное обучения и снижением возраста поступающих в школу детей, постановкой перед системой образования задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Мотивация оказывает самое существенное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивации к получению образования у большинства учащихся, причем эти проблемы возникают уже на начальном этапе обучения.

Проблема формирования учебной мотивации исследована отечественными учеными (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.). Учебная мотивация рассматривается как процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей обучения.

Нами была проведен констатирующий срез, нацеленный на изучение мотивации учения обучающихся в 1 классе.

В ходе исследования были использованы следующие методы и методики: интервьюирование, наблюдение, беседа, методика М.Р.Гинзбурга.

Цель интервьюирования: выявить исходный уровень учебной мотивации первоклассников. Интервью проводилось индивидуально с каждым учащимся. Детям предлагалось 9 высказываний относительно школьного и свободного времени, с каждым из которых надо было согласиться или не согласиться. Ответ на каждое высказывание изображается цветом: синим или красным. Если высказывание верно, то изображается точка красного цвета, если не верно, то - синего цвета. Детям предлагались следующие высказывания:

  1. Я хожу в школу с удовольствием.

  2. Я люблю узнавать что-то новое.

  3. Мне нравится больше играть, чем учиться.

  4. Я люблю справляться с трудностями.

  5. В свободное время я люблю читать или рисовать, или рассматривать книги.

  6. Мне нравится в школе, когда мы гуляем, а не когда мы учимся.

  7. Я хожу в школу, чтобы стать самостоятельным взрослым человеком.

  8. На уроке мне интересно разговаривать со своим соседом.

  9. Мне интересно слушать ответы своих одноклассников.

Подсчитывалось количество положительных и отрицательных ответов, на основе которых определялся уровень учебной мотивации. Уровни мотивации:

  • высокий уровень (8-9 баллов);

  • средний уровень (6-7 баллов) (положительная учебная мотивация);

  • низкий уровень (4-5 баллов) (положительная учебная мотивация);

  • отрицательная учебно-познавательная мотивация (ниже 4 баллов).

Исходный уровень учебной мотивации первоклассников представлен в таблице 1.

Таблица 1

Исходный уровень учебной мотивации первоклассников

Уровень мотивации

Кол-во чел.,

%

высокий

52

средний

32

низкий

16

отрицательный

0

Данные таблицы показывают, уровень учебной мотивации первоклассников примерно одинаковый, дети идут в школу с желанием.

Учебная мотивация испытуемых, отнесённых к высокому уровню, характеризуется выбором положительных ответов на вопросы о желании учиться (вопросы №1, 7) и узнавать что-то новое (вопрос №2), о способности к разрешению трудностей (вопрос №4), о познавательной активности во внеурочное время (вопрос №5).

Учебная мотивация учащихся со средним уровнем характеризуется преобладанием игровой деятельности (положительные ответы на вопросы №3, 6, 8), неумением слушать одноклассников (отрицательный ответ на вопрос №9), желанием узнавать что-то новое (вопрос №2) и справляться с трудностями (вопрос №4). В свободное время эти учащиеся любят рисовать или читать.

В ходе исследования был изучен уровень сформированности различных видов учебных мотивов. При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р.Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие мотивов (внешнего/внутреннего, игрового, учебного, получения похвалы/избегание неудачи, наказания, позиционного, социального).

Учащимся сообщается инструкция: «Я прочитаю предложение, а ты должен его продолжить, выбрав один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего». Рядом с выбранным ответом ставится знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.

Результаты исследования подсчитываются по данным таблицы 2.

Таблица 2

Подсчет результатов проведения методики М.Гинзбурга

Варианты ответов

1 вопрос,

балл

2 вопрос,

балл

3 вопрос,

балл

4 вопрос,

балл

а

0

1

2

5

б

5

2

5

2

в

3

3

0

3

г

2

0

1

0

д

4

5

3

1

е

1

4

4

4

По сумме баллов выявляется уровень учебной мотивации:

I (17-20 баллов) - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху. Учащихся, имеющих данный уровень мотивации, не выявлено;

II (13-16 баллов) - высокий уровень учебной мотивации выявлен у 52% учащихся;

III (9-12 баллов) - нормальный (средний) уровень мотивации выявлен у 32% респондентов;

IV (5-8 баллов) - сниженный уровень учебной мотивации наблюдается у 16% первоклассников;

V (4-6 баллов)- низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла не выявлен ни у кого. Результаты по преобладающим мотивам учебной деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты методики М.Гинзбурга

Виды мотивов

внешний/

внутренний

%

игровой

%

получение

похвалы/

избегание наказания

%

позиционный

%

социальный

%

учебный%

 

75/25

60

85/60

50

20

40

Анализ результатов показывает, что в структуре учебных мотивов первоклассников преобладают внешние мотивы получения похвалы, поощрения, игровые и позиционные. Достаточное число учащихся указали на познавательный мотив. Подтвердились результаты многих исследований о том, что у первоклассников практически отсутствуют социальные мотивы.

Важное значение в формировании учебной мотивации имеет уровень готовности ребенка к школе. По данным психолого-педагогической диагностики, проведенной психологом школы, 25% детей оказались психологически готовыми к школьному обучению, 25% детей - психологически не готовыми к обучению в школе, остальные 50% детей обладали частичной готовностью к школе. Естественно, что у первоклассников, готовых к школе, существенно отличается уровень сформированности и характер учебной мотивации. Психолог выявил, что в этой группе все дети обладают внутренней позицией школьника, а в группе психологически не готовых к школьному обучению большинство детей этой позицией не обладали.

В процессе исследования выяснилось, что практически все готовые к школе первоклассники находятся на втором (50%) и третьем (20%) уровне школьной мотивации; их действия направлены на содержательную сторону учебного процесса. В группе психологически не готовых к школе первоклассников большинство испытуемых находятся на четвертом (16%), уровне школьной мотивации, характеризующихся слабой выраженностью познавательных и социальных мотивов, у них преобладают интересы, связанные с общением, игрой и внеучебными ситуациями.

В ходе исследования нами применялся метод наблюдения, цель которого: изучить внешние проявления отношения первоклассников к учебной деятельности, определить влияние характера взаимодействия учителя с детьми и системы оценивания учебных достижений на уровень учебной мотивации первоклассников. Наблюдение за учащимися велось по следующей программе:

  • устойчивость внимания;

  • желание задавать вопросы;

  • желание отвечать на вопросы или выполнять задание учителя;

  • ожидание одобрения учителя;

  • реакция на неудачу (отрицательная или положительная);

  • желание помочь другим одноклассникам;

  • готовность работать с одноклассниками и умение слышать их.

Результаты наблюдения показали, что учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации проявляют активность на уроке, любят задавать различные вопросы, ожидают одобрения и похвалы от учителя, готовы помочь одноклассникам. Их ведущий тип деятельности - учебная деятельность. Однако эти учащиеся пока ещё не умеют слушать сверстников и не всегда могут адекватно реагировать на неуспех. В свободное время учащиеся предпочитают чтение, рисование или прогулку с наблюдением. Таким образом, у детей сформированы учебные мотивы, но для них ещё очень велика социальная значимость процесса обучения, стремление понравиться учителю.

У учащихся со средним уровнем учебной мотивации не очень устойчивое внимание, они активны тогда, когда им интересно, готовы помочь одноклассникам, любят задавать вопросы. Они очень нуждаются в одобрении учителем, хотят понравиться учителю и окружающим, не все могут адекватно реагировать на неудачу. Такое противоречие между желанием учиться и желанием поиграть обусловлено социальной значимостью процесса обучения.

Анализ результатов интервьюирования и наблюдения позволяет сделать следующий вывод: первоклассники проявляют среднюю активность на уроках. В классе есть учащиеся, которые негативно реагируют на неуспех (залезают под парту, отказываются от дальнейших занятий, плачут, молчат). Учащиеся с удовольствием задают вопросы, на переменах активно общаются друг с другом, организуют совместную деятельность: вместе читают книгу, вместе рисуют или играют.

Наблюдение за характером взаимодействия учителя с учащимися, стилем его общения и способом оценивания учебных успехов первоклассников велось по следующим пунктам:

  • использование оценок: а) положительная оценка, б) отрицательная оценка, в) содержательная оценка;

  • использование отметок;

  • использование активной работы класса;

  • задания и поручения в форме: а) приказа, б) просьбы;

  • помощь учащемуся в исправлении ошибки;

  • помощь учащемуся с отрицательной реакцией на неудачу;

  • соблюдение строгой дисциплины: а) на уроке, б) на перемене;

  • обратная связь с учащимися;

  • тон голоса учителя: а) спокойный, б) повышенный, в) резкий, г) строгий, д) крик);

  • сравнение результатов работы учащегося: а) с достигнутыми им ранее, б) с результатами других учащихся.

Результаты наблюдения отражены показывают, что на учебную неудачу учащихся учитель реагирует спокойно, пытается выяснить причину неудачи, объясняет ребенку способы исправления ошибки, подбадривает и нацеливает на дальнейший успех работы, дает возможность учащемуся успокоится (в случае необходимости разрешает выйти и попить воды). Учитель пытается найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявляя способности и темп каждого ученика. В ходе урока использует фразы: «попробуй ещё», «не торопись, веди руку плавно, не спеша», «наберись чуть-чуть терпения и у тебя получится», «нравится ли тебе то, что ты написал?», «у тебя всё получится, только попробуй», «давай попробуем вместе». Учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому спокойно задают различные вопросы. Если вопрос о полученном задании, то учитель объясняет, пока не будет ясно всем. Если вопрос не по теме, то учитель предлагает обсудить это на перемене.

Стиль общения учителя – демократический; в классе применяется безотметочная система оценивания, реализуется личностно-ориентированный подход.

Охарактеризуем особенности мотивационной сферы первоклассников. К началу обучения дети, в основном, положительно воспринимают ближайшую перспективу школьных занятий. Можно даже говорить о наличии у детей своеобразной потребности, которая, собственно, еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности, а потребность стать школьником, что сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение более старшего и занятого члена семьи. Большую роль играют при этом внешние атрибуты учения – желание иметь форму, портфель, место для занятий, ходить каждый день в школу, как родители ходят на работу.

Первое время у многих школьников сохраняется отношение к учению как к занимательной и привлекающей своей новизной ситуации. Многим особенно нравится в школе перемена, нравится, «как учительница с нами играет», «как мы ходим в столовую», «как парами ходим» и т. д. Пока еще большинство первоклассников не понимают, зачем надо учиться. Для них даже сам вопрос порой не имеет смысла: все учатся, все поступают в школу, так принято, так надо. Правильные ответы на этот вопрос не значат, что дети глубоко понимают смысл учения – просто они добросовестно повторяют слышанное ими от родителей, учителя. Первоклассники готовы старательно учиться, не задумываясь о том, зачем это нужно.

Таким образом, проведенное исследование учебной мотивации первоклассников показывает, что необходимо особое внимание уделять созданию условий для формирования подлинных учебных мотивов. На характер и уровень сформированности учебной мотивации оказывает влияние уровень готовности ребенка к школе, характер взаимодействия и стиль общения учителя с учащимися, оценивание учебных достижений первоклассников.

Просмотров работы: 802