ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Охрименко Е.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы заключается прежде всего в том, что, используя в экономике механизмы частного регулирования, Россия продолжает развивать различные экономические конструкции для создания и ведения частными лицами предпринимательской деятельности. Начали появляться доселе невостребованные конструкции, такие как лизинговая деятельность. Развитые интенсивно Предприниматели, таким образом, ищут способ экстенсивного расширения своей деятельности. Одним из таких способов экстенсивного расширения является институт франчайзинга.

Единого подхода к определению данного явления не существует. Так С. А. Сосна и Е. Н. Васильева подразумевают под франчайзингом «устный или письменный договор (соглашение), заключаемый в выраженном или подразумеваемом виде между двумя или большим числом лиц, в соответствии с которым одно из лиц предоставляет другому право продавать или распределять товары или услуги либо использовать фирменное наименование, торговую марку, знак обслуживания, логотип, рекламу, либо иные коммерческие символы, преследуя при этом общность интересов сторон в осуществлении предпринимательской деятельности, которая заключается в предложении, продаже или распределении товаров или услуг посредством оптовой или розничной торговли, предоставления в аренду или иным способом»1.

И. Д. Котляров описывает франчайзинг как «форму кооперации между фирмами, при которой владелец интеллектуальной собственности (торговой марки и связанных с ней производственных и коммерческих технологий; этот комплекс ИС называется франшизой, а ее владелец – франчайзером) предоставляет право на ее использование другому предпринимателю (франчайзи), который обязуется вести коммерческую деятельность исключительно на основе предоставленной ему ИС. При этом в течение срока действия договора франчайзинга франчайзер оказывает франчайзи консультационные и управленческие услуги»2.

Согласно точке зрения Н.В. Месяшной «франчайзинг – это соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, являющегося владельцем товарного знака, предоставляет исключительное право на рассмотрение на данной территории своей продукции или услуги независимым предприятием (розничная торговля), в обмен на полученные от них платежи (роялти) при условии соблюдения производственных технологий и обусловленных операций»3.

Б.И. Пугинский определяет франчайзинг как «систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров»4.

Все эти определения правы лишь отчасти верны, но в каждом есть доля истины. По нашему мнению, франчайзинг – это действительно форма интеграционной деятельности предпринимателей, когда один предприниматель (франчайзер) предоставляет другому (франчайзи) разрешение (лицензию) на использование последним системы ведения предпринимательской деятельности первого.

Франчайзинг не ограничивается простой передачей объектов интеллектуальных прав (в частности, товарного знака), а является чем-то большим. Ведь, по своей сути, помимо объектов интеллектуальных прав передаётся автоматически деловая репутация, а у франчайзера имеется целый ряд обязанностей, таких как передача коммерческого и технического опыта, оказания содействия франчайзи.

С другой стороны, у франчайзи имеются строгие ограничения, он обязан выполнять все практически все требования франчайзера, фактически лишён какой-либо независимости, а последний имеет право контролировать его деятельность.

Отношения в данном случае представляют собой «создание филиала» альтернативным способом. Попробуем оценить преимущества франчайзинга.

Преимущества франчайзинга

Франчайзер

Франчайзи

возможность эффективного расширения без излишних организационных процедур: не требуется создание филиалов или представительств, все вопросы регулируются практически на уровне договора

Быстрый старт, возможность работать под известным именем: предпринимателю нет нужды начинать создавать свою репутацию с нуля.

дополнительный доход: франчайзи выплачивает франчайзеру вознаграждение за право быть частью предпринимательской системы;

Доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса: франчайзи использует уже опробованные франчайзером методы ведения бизнеса;

успешное экстенсивное и интенсивное развитие: франчайзинг позволяет франчайзеру следить за качественным выполнением всех требований франчайзи, что позволяет укрепить его деловую репутацию, улучшить свою деятельность и расширяться географически.

Систематическая помощь со стороны франчайзера: франчайзи имеет право, а франчайзер обязан предоставлять всю необходимую информацию, проводить консультации так, словно он сам находится на месте франчайзи.

Однако в нашей стране франчайзинг недостаточно стремительно развивается, несмотря на все усилия, предпринимаемые одноименной российской ассоциацией. В первую очередь, стоит сказать, что у нас имеется пусть и не идеальная, но достаточно развитая правовая база для регулирования частноправовых отношений наиболее применимой формы франчайзинга – мастер-франчайзинга. Какие же это проблемы?

Проблема первая: экономические затраты. Часто, чтобы стать частью системы, франчайзи требуется внести большой стартовый капитал (например, паушальный взнос). С другой стороны, франчайзи стремится к получению прибыли, а если предприятие франчайзера недостаточно развито, то необходимы затраты на маркетинг. Кроме того, даже это может не спасти ситуацию и франчайзи может оказаться в убытке, хотя ответственность за это не предусмотрена в законе. В то же время, не предусмотрена и ответственность франчайзи перед франчайзером за недобросовестное ведение переговоров о заключение договоров.

Вторая проблема: неразвитая правовая культура. Часто представляется сложным защита франчайзером своих объектов интеллектуальных прав после того как отношения с франчайзи завершились. Объекты интеллектуальных прав сложнее защитить в силу их нематериальности и отсутствия серьёзной возможности контролировать их использование (например, ноу-хау). Таким образом, недобросовестные бывшие франчайзи злоупотребляют своими бывшими привилегиями и используют системы предпринимательства, которым они научились у своих бывших франчайзеров. Также и состоя в отношениях, франчайзи не придерживаются высоких корпоративных стандартов, в частности, по защите объектов интеллектуальных прав.

Третья проблема: образовательно-просветительная. Многие лица до сих пор не знают действительно, что такое франчайзинг. Поэтому необходима организация образовательного процесса для подготовки потенциальных франчайзи перед вступлением в эту форму ведения бизнеса.

Каковы возможные решения данных проблем? Экономические проблемы, как то высокие затраты и риски столь же высоких потерь необходимо решать путем установления устойчивого развития экономики страны и установления дополнительной ответственности в правовом регулировании данного вопроса.

Проблемы неразвитой культуры и образования в этой сфере необходимо решать путём просвещения в этой сфере с помощью всё той же российской ассоциации франчайзинга. В качестве дополнительной помощи можно было бы также обязать франчайзеров детально обучать своих франчайзи или предоставлять такую возможность доступным способом – например, онлайн-обучение. Помимо этого, можно ужесточить ответственность за нарушение корпоративных стандартов и злоупотреблением своих положений франчайзи после разрыва отношений.

Что касается идеи принятия нового закона «О франчайзинге», за которую ратуют так много желающих, то мы вынуждены тут категорически не согласиться. Как упоминалось ранее, у нас имеется достаточна неплохая правовая база о мастер-франчайзинге, именуемой в ГК договором коммерческой концессии, которая требует лишь коррекционных правок, а не коренного слома. Другие виды франчайзинга (товарный, промышленный и т.п.) могут заключаться, используя принцип свободы договоры и применяя по аналогии положения главы 54 ГК РФ5. Напротив, появление отдельного закона лишь усугубит нынешнее состояние дел. Следует заметить, что серьёзных наработок тут нет, а имеются лишь предположения, что новый закон необходим в целях улучшения ситуации. Ни в одной статье не наблюдался проект этого закона. Поэтому данный довод воспринимается критично.

Подводя итог, хочется отметить, что следует продолжить дальнейшее исследование в сфере уравнивания интересов обеих сторон данной модели ведения бизнеса, путем внесения дополнений и корректировок в имеющиеся законодательные акты.

Каковы это могут быть корректировки?

1. Введение института преддоговорной ответственности с обеих сторон за недобросовестное поведение сторон. Подобные схемы регулирования уже имеются у нас в Гражданском кодексе. Так, например, в нормах о договоре поставки имеется обязанность сторон действовать активно. Так, если одна сторона получила предложила заключить договор, а другая сторона не направила отказ в надлежащей форме, то последняя возмещает убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора. Установив ответственность для обеих сторон, мы уравняем баланс интересов, т.к. франчайзи изначально является более незащищённой стороной в отношениях.

2. Уточнение формулировки. Нынешнее определение франчайзинга наводит на мысль, что это лишь особая форма лицензионного договора. Кроме того, существенным условием, без которого договор не будет заключен, считается условие о передачи франчайзи права использования товарного знака. Таким образом, суть франчайзинга утрачивается в неточностях законодательного регулирования, поскольку заключается не в передаче комплекса интеллектуальных прав, а во внедрения франчайзи в систему деятельности франчайзера. Для этого вовсе необязательно передавать все объекты интеллектуальных прав. Например, кинотеатр может использовать приметную вывеску, которая не зарегистрирована как товарный знак.

3. Введение нормы о возможности применения по аналогии норм главы 54 ГК к другим франчайзинговым договорам. Поскольку стороны могут свободно заключать иные франчайзинговые договоры, именуемые не только мастер-франчайзингом (или коммерческой концессией), то можно предусмотреть нормы о применении к франчайзинговым договорам норм, предусмотренные главой 54, поскольку природа всех франчайзинговых договоров является общей.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410

2. Котляров И. Д. Принятие решения о приобретении франшизы: вероятностный подход // Труды Института системного анализа РАН. – 2011. - № 3. – С. 84-91.

3. Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: автореф. дис. … канд. экон.наук. -М., 2000. – 23 с.

4. Пугинский Б. И. Коммерческое право России учебник 5-е издание. — 2013. — С. 376.

5. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 375 с.

1 Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

2 Котляров И. Д. Принятие решения о приобретении франшизы: вероятностный подход // Труды Института системного анализа РАН. – 2011. - № 3. – С. 84-91.

3 Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: автореф. дис. … канд. экон.наук. -М., 2000. – 23 с.

4 Пугинский Б. И. Коммерческое право России учебник 5-е издание. — 2013. — С. 376.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410

Просмотров работы: 256