ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ

Русавская О.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной статьи заключается в том, что на данном этапе развития экономики, не смотря на трудности, лизинг стал эффективным рыночным финансовым инструментом, позволяющим обновлять фонды широкому кругу малых и средних предприятий, а также одним из привлекательных инструментов инвестиционной политики банка.

Совершенствуя свои формы и методы, лизинг, по существу оказался важнейшим средством реализации инвестиционной политики. Этим во многом объясняется то, что лизинг как наиболее совершенная форма отношений создана для удовлетворения новых инвестиционных потребностей рынка.

Значительной поддержкой в инвестиционной сфере является широкое распространение использования лизинговых сделок дорогостоящих видов техники, оборудования, транспортных средств, позволяющее стимулировать инвестиционный спрос на средства труда. В этой связи следует заметить, что большинство теоретических разработок и исследований, проведенных в отношении лизинговой деятельности, посвящены одной стороне лизинговых услуг – финансовой, потому что лизинг рассматривался только как инвестиционная деятельность лизинговых компаний, основным мотивом которой было получение прибыли1.

По итогам 9 месяцев 2016 года объем нового бизнеса, т.е. стоимости имущества, составил примерно 450 млрд рублей (+17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В третьем квартале стоимость переданного в лизинг имущества составила около 175 млрд рублей ( в 2015году этот показатель составлял 140 млрд рублей ), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Такой значительный прирост связан с эффектом низкой базы предыдущего года. Кроме этого, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который в прошлом году сократился на 26%. За первые 9 месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее лизинговый бизнес сократился у более 75% участников исследования2.

Сумма новых договоров лизинга за три квартала 2016 года выросла на 15% и составила около 680 млрд рублей. Объем лизингового портфеля на 01октября 2016 составил 2,9 трлн рублей, что соответствует его уровню на этот же период прошлого года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля. Кроме того, несмотря на позитивную динамику профинансированных средств (+38%), их объем с 2013 года продолжает уступать объему полученных лизинговых платежей3.

По оценке RAEX (Эксперт РА), остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 01.10.2016 составил около 10% (годом ранее 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за 9 месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за 9 месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности, который вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 01 октября 2015 до 20% на 01октября 2016. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать другим клиентам, но некоторым клиентам смогли реструктурировать задолженность. За два года ситуация почти выровнялась. Поэтому можно сказать, что рынок находится на стадии восстановления4.

Ключевые факторы, сдерживающие эффективное развитие лизинговой деятельности:

Нельзя оставить без внимания ситуацию, происходящую на современном российском лизинговом рынке. Снижение доступа к финансированию, увеличение числа неплатежеспособных клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые смогут нанести серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.5

Увеличение числа заключенных договоров привело к снижению средней стоимости лизинговой сделки: с 6,5 млн рублей за 9 месяцев 2015 года до 6,2 млн рублей за 9 месяцев 2016 года. Следствием сокращения крупных корпоративных договоров на рынке стало то, что средний чек лизинговой сделки не превышает 7 млн рублей уже на протяжении последних трех лет. В то время как периоды ранее на рынке ж/д и авиасделок средний чек превышал 11 млн рублей.

В 2016 году менее рискованными и более быстро растущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки – сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики. В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014-2015гг., и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

На сегодняшних день самые распространенной проблемой становится подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

Таким образом, исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.6

Подводя итоги, можно сказать, что позитивная динамика лизингового рынка продолжится в 2017 году, при этом лидером рынка по-прежнему будет автолизинг. Несмотря на завершение госпрограммы по льготному автолизингу, частичная реализация отложенного спроса может предотвратиь сильное снижение объема лизинговых сделок с автомобилями. После четырех лет сокращения ж/д сегмент может стабилизироваться или даже выйти в небольшой плюс в результате дальнейшего списания вагонов, а также роста погрузки на сети РЖД и, как следствие, постепенного повышения ставок доходности по аренде полувагонов.

Список использованной литературы

  1. Газман В.Д. Лизинг в проектном финансировании // Финансы. - 2013. - N 9. - С.73-78.

  2. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2016 года. Электронный ресурс: http://marketing.rbc.ru/research/562950001087888.shtml

  3. Руслан Коршунов «В тяжелых условиях» 14.12.15 Рейтинговое агентство "Эксперт РА"

  4. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) Руслан Коршунов, Александр Сараев, Станислав Волков, «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2016 года: навстречу реформам», 1 декабря 2016, г. Москва

  5. Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал Эксперт-онлайн Электронный ресурс http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/

  6. Аналитический центр НАФИ: Рынок лизинга в 2016 году: оттепель начинается, Москва 2016.

  7. Чараева М.В. Исследование источников финансирования инвестиционной деятельности российских организаций // Вестник РГЭУ (РИНХ) – 2014. - №3. – 0,8 п.л.

  8. Чараева М.В. Финансовое обеспечение решений инвестирования в условиях современного финансового менеджмента // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 7. Том 3. – 0,8 п.л.

  9. Чараева М.В. Обзор источников финансирования в малом бизнесе // Финансы и кредит.- 2013. - №20. – 0,8 п.л.

1 Газман В.Д. Лизинг в проектном финансировании // Финансы. - 2013. - N 9. - С.73-78.

2 Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2016 года. Электронный ресурс: http://marketing.rbc.ru/research/562950001087888.shtml

3 Руслан Коршунов «В тяжелых условиях» 14.12.15 Рейтинговое агентство "Эксперт РА"

4Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) Руслан Коршунов, Александр Сараев, Станислав Волков, «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2016 года: навстречу реформам», 1 декабря 2016, г. Москва

5 Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал Эксперт-онлайн Электронный ресурс http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/

6 Аналитический центр НАФИ: Рынок лизинга в 2016 году: оттепель начинается, Москва 2016.

5

Просмотров работы: 381