На современном этапе при объявленном исчерпании резервного фонда в 2017 году наиболее актуальной становится проблема роста доходов бюджета, которая решается за счет налоговой части, а не более значимых в последнее время неналоговых поступлений. Одним из основных в составе важных для доходов бюджета налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС – это косвенный налог, который является изъятием в бюджет части стоимости товара, которая формируется на всех этапах, начиная от начального производителя, заканчивая конечным потребителем. Плательщиком налога является конечный потребитель купленного товара или полученной услуги [10].
В рамках данной статьи рассмотрим наиболее проблемные элементы уплаты НДС – налоговую ставку и налоговую базу.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка является одним из основных элементов налогообложения. Применительно к НДС в ст. 164 НК РФ законодатель выделяет два вида налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0%, 10%, 18%; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) - 10/110, 18/118 и 15,25% [7]. Пример одновременного применения различных ставок НДС в рамках одной организации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Налоговая база по НДС и исчисленный НДС предприятия ООО «Становлянский маслодельный завод» в 2013-2015 гг.
Налоговый период |
Ставка налога, % |
Налоговая база, руб. |
Сумма НДС, руб. |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 кв. |
10 |
25734090 |
26728522 |
8270040 |
2573409 |
2672852 |
827004 |
|
18 |
707 |
0 |
564304 |
127 |
0 |
1011575 |
||
2 кв. |
10 |
29453625 |
30644771 |
13501430 |
2945363 |
3064477 |
1350143 |
|
18 |
5489 |
2408 |
822634 |
988 |
433 |
148074 |
||
3 кв. |
10 |
25997276 |
22447815 |
10738083 |
2599728 |
2244782 |
1073808 |
|
18 |
0 |
403691 |
626913 |
0 |
72664 |
112844 |
||
4 кв. |
10 |
27271493 |
9872499 |
9953828 |
2727149 |
987250 |
995383 |
|
18 |
0 |
138170 |
686470 |
0 |
24871 |
123565 |
||
Итого |
10 |
108456484 |
89693607 |
42463381 |
10845649 |
8969361 |
4246338 |
|
18 |
6196 |
544269 |
2700321 |
1115 |
97968 |
1396058 |
В настоящее время активно обсуждается вопрос повышения ставки НДС до 20% в 2019-2020 годах. Такое повышение мотивируется потребностями в росте доходов бюджета [5]. В тоже время, стоит отметить, что налоговые доходы бюджета в целом в 2011-2016 годах сокращаются в процентном соотношении с неналоговыми доходами в структуре доходов бюджета, т.е. возможности НДС в росте доходов бюджета весьма преувеличены. Также немаловажным фактором является прямое влияние ставки НДС на ценовой уровень товаров, работ и услуг и по итогам такого роста ставки НДС не только резко увеличится индекс потребительских цен, но и начнется массовое уклонение от уплаты НДС: оформление операций в наличной форме без проведения банковских операций, так как налоговое администрирование, в основном, ведется по итогам проверки расчетных счетов и лишь при выездных проверках рассматривается первичная бухгалтерская отчетность, и т.д.
В свою очередь негативным явлением будет являться понижение без того низкой инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Дело в том, что по рейтингам ведения бизнеса, страна находится сейчас на очень невыгодных позициях.
Наряду с проблемами роста ставки НДС как одного из важнейших источников налоговых доходов бюджета, проблемным моментом являются ошибки исчисления и полное или частичное уклонение от уплаты данного налога.
Среди основных ошибок при исчисление суммы НДС к уплате являются:
1 Неправильное исчисление объекта налогообложения, в том числе:
- ошибки в применении налоговых ставок;
- занижение налоговой базы НДС в связи с неполным отражением реализации товаров (работ, услуг), отсутствие корректировки налоговой базы в соответствии со ст. 40 НК РФ, как преднамеренное, так и нет;
- неначисление сумм НДС с суммы частичной оплаты и авансов (предоплаты).
2 Неправомерные налоговые вычеты.
- вычет НДС инвесторами при капитальном строительстве, особенно когда застройщик и технический заказчик входят в одну коммерческую структуру (холдинг и т.п.);
- вычет НДС по авансам, уплаченным в натуральной форме (при безденежной форме расчетов –векселями и т.п.), особенно в случае, если аванс был возвращен, так как данный вопрос в НК РФ не урегулирован и решается на основании постановления ВАС РФ в сторону сохранения права на ранее исчисленный и уплаченный НДС;
- вычет НДС по капитальным вложениям в арендованное имущество, когда при расторжении или прекращении договора аренды арендатор передает арендодателю неотделимые улучшения (произведенные с согласия арендодателя) и предъявляет ранее принятые к вычеты суммы НДС по данным неотделимым улучшениям и т.д.
В целях преднамеренного уклонения от уплаты от НДС чаще всего используется необоснованное возмещение ранее уплаченных сумм НДС в форме зачета или возврата.
В странах ЕС применяются следующие методы борьбы с необоснованным возмещением ранее уплаченных сумм НДС, которые актуальны и для российских условий, особенно в условиях ЕАЭС:
1 Расширение кассового метода для вычетов по НДС, когда доходы и расходы отражаются в учетной документации после наступления факта получения дохода или проведения расходных операций.
2 Введение режима налогового агентства в операция В2В, когда плательщик резидент отчитывается в качестве обоих сторон участия сделки: и покупателя, и продавца.
Российским исследователями в качестве решения проблем уплаты НДС также предлагается:
1 Отменить право на возврат НДС как наиболее частую причину налоговых нарушений.
2 Исключение из базы НДС полученных сумм предоплат по товарам (работам, услугам).
3 Закрепление нормы, разрешающей применять право применять налоговый вычет по НДС не только в том налоговом периоде, в котором появилось право на него, но и в более поздних.
Вышеуказанные мероприятия сократят число налоговых споров, снизят число трудоемких и отвлекающих от других важных задач сотрудников налоговых органов камеральных проверок.
Таким образом, решение проблем уплаты НДС российскими коммерческими предприятиями должны быть направлены на устранение неправомерного применение налоговых вычетов, незаконного возмещения уплаченных сумм НДС, целенаправленного занижения налоговой базы по уплате НДС.
Список источников
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // СПС «Консультант +»
Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Ильясбеков И.А., Маликова К.Р. Особенности механизма исчисления НДС с учетом изменений в налоговом законодательстве // Фундаментальные исследования. 2016. № 8-2. С. 296-300.
Иванова Н.С. К чему приведут изменения налоговой системы в части налогов по НДФЛ и НДС с 2018 года // Вестник научных конференций. 2016. № 3-7 (7). С. 59-61.
Кисова А.Е. Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет предприятиями пищевой промышленности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 9. С. 61-67.
Корниенко К.Н. Особенности учета НДС по экспортным операциям // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 6-1. С. 187-190.
Курбангалеева О.А. Сложные вопросы уплаты НДС // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2014. № 9 (117). С. 41-46.
Миронова Н.Г., Гридякин А.А. Налоговые ставки по НДС и порядок их применения // Экономика, социология и право. 2016. № 1. С. 45-46.
Перфильева А.А., Иванова Е.Е. Ндс в 2016 году: изменения и последствия // Студенческая наука XXI века. 2016. № 3 (10). С. 255-257.
Сизых Ю.П., Гридякин А.А. Понятие и определение входящего и исходящего НДС // Экономика, социология и право. 2016. № 1. С. 66-68.
Хасанов И.Ш., Белкина Е.Ю., Альмухаметова З.А. Особенности применения льготы по НДС при выполнении проектов НИОКР // Территория Нефтегаз. 2014. № 10. С. 70-73.
6