ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Суров А.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности финансового бизнес-планирования в России в настоящее время. Проанализирована общая структура бизнес-плана, в частности, его финансовой составляющей. Также были рассмотрены основные функции бизнес-планирования, была определена его составляющая, и проведено исследование cash-flow в рамках непосредственно бизнес-планирования.

Ключевые слова: Финансовое бизнес-планирование, Бизнес-планирование, cash-flow, финансовое планирование, финансовая стратегия, предпринимательство.

В современных условиях, при рыночной экономике, успех деятельности любой фирмы, любого предпринимателя напрямую зависит от того, как руководство подходит к планированию своей деятельности.

Планирование - это сложный процесс, требующий тщательной проработки целого ряда вопросов. Можно с уверенностью сказать, что одной из самых важных составляющих планирования является бизнес-планирование. Сам термин "Бизнес-план" появился в России относительно недавно - широко применяться он стал в начале 1990-х гг. И спустя четверть века любой средний и крупный проект никто не может представить без четко проработанного бизнес-плана. В настоящее время в России широко используются следующие методы разработки бизнес-плана: UNIDO, The World Bank и IFC.

Бизнес-план - это документ, отражающий ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, то есть бизнес-план - это документ, который необходим в самом начале проекта, чтобы понять, стоит ли его развивать, и если стоит, то как правильно распределить ресурсы, выделенные на него, и можно сказать, что бизнес-план можно также рассматривать как стратегический план развития фирмы.

С позиции экономической теории бизнес-план выполняет следующие функции:

  • Формирование концепции развития бизнеса.

  • Планирование

  • Привлечение займов и кредитов (многие банки требуют от юридических лиц различные документы, однако без качественного бизнес-плана они средства не выделяют, а в Ростовской области кредиты стартапам выдает только банк Центр-Инвест по кредитной программе "Старт-ап")

  • Рекламная функция. Похожа на предыдущую, однако в данном случае привлекаются не кредиты, а партнеры, которые могут вложить средства, ресурсы в новое дело.

Стоит отметить также, что бизнес-план чаще всего разрабатывается сроком на 1 год, однако здесь возможны исключения, все зависит от масштаба проекта, по которому специалисты составляют бизнес-план. Для многолетних проектов разбивка ключевых целей первого года идет по месяцам, со второго же года ключевые цели суммируются отдельно для каждого года.

Ни один бизнес-план не может обойтись без предварительной работы, которая заключается в следующем анализе:

  • Формирование информационной базы о внешней среде, потенциальных партнерах, конкурентах.

  • Прогноз положения фирмы на рынке

  • Постановка стратегических целей

  • Формулирование концепции бизнеса

  • Детальная проработка путей реализации выбранной стратегии.

После проведения данного анализа, специалисты приступают непосредственно к составлению бизнес-плана. Общеизвестно, что жесткого регламента, какого-либо стандарта по составлению бизнес-плана как такового не существует, его структура зависит от его же назначения, от предприятия, для которого он составляется и от множества других факторов. Однако, любой бизнес-план должен отражать следующие ключевые моменты проекта: его обеспечение (четыре вида обеспечение: материальное, ресурсное, технологическое и техническое); различные маркетинговые мероприятия; полностью должна быть прописана организация дела, и напоследок, финансовое обеспечение.

Хоть у бизнес-плана и нет четко регламентированной структуры, однако во многих материалах авторы рекомендуют придерживаться примерно одной и той же структуры:

Титульный лист1. Вводная часть

2. Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса

3. Сущность предполагаемого бизнеса (проекта)

4. Ожидаемая квота рынка и обоснование ее величины

5. План основной деятельности (производственный план, план сбыта

продукции или предоставления услуг — в зависимости от сферы

деятельности)

6. План маркетинга

7. Администрирование (организационный план)

8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование

9. Финансовый раздел (план)

10. Стратегия финансирования.

Остановимся более подробно на девятом разделе. Эта часть бизнес плана является своеобразным резюмированием всего бизнес-плана и обобщает все его пункты. Очень важно, чтобы финансовый раздел определял размеры и сроки всех инвестиций, прогнозировал прибыль по кварталам в течение первого года и в принципе оценивал прибыльность проекта в будущем, то есть отражал как краткосрочную, так и долгосрочную прибыль.

Специалисты, составляющие бизнес-план, основываются здесь на данных бухгалтерских отчетах, а также сведениях отдельных разделов бизнес-плана, особенно на прогнозах объемов продаж и издержек производства и обращения. Зачем же нужен этот пункт? Его главной задачей является отразить по годам варианты отчета о прибылях, убытках, а также отчет о cash-flow. Здесь существует множество методик и техник для расчетов, однако их объединяет то, что все они используют объемы реализации, издержки, коммерческие расходы и ряд других экономических показателей. Помимо расчетов, указанных выше, очень часто производится расчет окупаемости проекта, то есть точку критического объема продаж. Суть данного показателя заключается в том, что специалисты определяют минимальный объем продаж, при котором производство данного проекта станет безубыточным. Камнем преткновения здесь чаще всего становятся издержки, в основном постоянные. Однако, главной задачей здесь является получить такой уровень продаж, при котором убыток станет издержками. Данный анализ может быть выполнен любым известным способом - аналитически, графически, неважно, однако в презентации стоит указать графический анализ, для лучшей наглядности.

Прогноз cash-flow, является неотъемлемой частью финансового планирования, потому что существует различное множество факторов, которые могут вводить менеджеров в заблуждение, а менеджеры, в свою очередь, будут составлять неверные отчеты. Основная проблема cash-flow заключена в бухгалтерской учетности. Если рассмотреть поближе любой журнал операций, мы может заметить, что прием материалов и отгрузка готовой продукции это один вид операций, а получение/списание средств на счет/со счета это две различные операции. Причем в случае с приемом материалов у нас в дебете будет статья 10 "Материалы", а в кредите статья 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", что означает, что предприятие имеет денежную задолженность перед поставщиком/подрядчиком, однако следующей операцией может идти "Перечисление n-ной суммы на счет поставщика". А может и не следующей. Но все равно будет существовать некий отрезок времени, когда предприятие будет иметь дебетовую или кредитовую задолженность. Он может длиться пару секунд, а может длиться неделю. И когда он длится достаточно долго, специалисты, не учитывающие данные факторы, начинают заблуждаться. Что неприемлемо ни для самого специалиста, ни для прогнозов, ни для бизнес-плана. Учитывая cash-flow, специалист получает возможность соотносить реальную потребность в деньгах с их наличием.

И также мы решили рассмотреть заключительный пункт бизнес-плана, который мы указали, а именно Стратегию финансирования. Итак, что же происходит здесь? Основываясь на прогнозах предыдущего пункта бизнес-плана, специалисты разрабатывают еще один прогноз - прогноз источников средств для планируемого бизнеса. Ответы на следующие вопросы должны быть отражены в данном пункте:

  • Количество средств, необходимое для реализации представляемого проекта

  • Источники, формы и динамика финансирования

  • Сроки окупаемости вложений

Подводя итог, хочется отметить, что при написании бизнес-плана специалист должен помнить, что вся информация, отраженная в бизнес-плане, должна быть четкой, емкой и краткой, написанной деловым языком, понятным всем специалистам, которым будет представлен составленный бизнес-план, а так же помнить, что структура и общее построение бизнес-плана не должно противоречить требованиям к бизнес-плану.

Составление бизнес-плана это сложный, длительный процесс, требующий огромных усилий от его составителей, а также взаимодействия всех отделов предприятия (если они присутствуют). Финансовые показатели составляют одну из ключевых позиций в бизнес-планировании. Хоть финансовое бизнес-планирование это в основном прогнозы, однако, без него нельзя представить ни один бизнес-план, ведь цел любого бизнеса - это получение чистой прибыли (то есть прибыли после уплаты налогов, сборов, заработной платы и тд.). А степень детализации финансовой составляющей бизнес-плана зависит от сложности проекта, степени конфиденциальности, и в принципе теми же факторами, которыми определяется структура бизнес-плана.

Список литературы

1) Финвест.ЛТД. Основные финансовые показатели бизнес-плана

2) 7. Балабанов И.Т.Финансовый анализ и планирование хохяйствующего субъекти - М.: Финансы и статистика, 2002.

3) 8. Бланк И.А.Управление финансовой стабильностью предприятия.-К.:Ника- Центр,Эльга, 2003.

4)Жилкина А.И. Управление финансами; Учебник; Москва ИНФРО-М., 2007

5) Ковалев В.В.Практикум по финансовому менеджменту: Конспект лекций с задачами - М.: Финансы и статистика, 2002

6)Лихачева О.Н.Финансовое планирование на предприятии - М.,ООО ”ТК Велби” 2003.

7) Ронова Г.Н. Финансовый менеджмент - М : Финансы и статистика, 2003.

8) Сергеев И.П Оперативное финансовое планирование на предприятии - М.: Финансы и статистика, 2002

9) Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика.- М.Перспектива, 2005

10) Финансовый бизнес-план:Учебное пособие/ Под ред.В.М.Попова.-М.: Финансы и статистика, 2002.

11) Финансовый менеджмент. Теория и практика. Владимир Ковалев

12) http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/principy-finansovogo-planirovaniya.html

13) http://center-yf.ru/data/Marketologu/Finansovoe-biznes-planirovanie.php

Literature

1) Finvest.LTD. Key financial indicators of the business plan

2) 7. Balabanov I. T. Financial analysis and planning hoheitstraeger, subjecti - M.: finances and statistics, 2002.

3) 8. Blank I. A. Management of financial stability of the company.-K.:Nika - The Center,Elga, 2003.

4)Zhilkin A. I. financial Management; Tutorial; Moscow, INFRA-M, 2007

5) Kovalev V. V. Workshop on financial management: lectures with problems - M.: finances and statistics, 2002

6)Likhacheva O. N. Financial planning for the enterprise - M., ”TK velbi” 2003.

7) Ron G. N. Financial management - M : finances and statistics, 2003.

8) Sergeev I. P Operational financial planning for the enterprise - M.: finances and statistics, 2002

9) Stoyanova E. S. Financial management. Russian practice.- M. Term, 2005

10) Financial plan:the textbook/ Under the editorship of V. M. Popov.-M.: finances and statistics, 2002.

11) Financial management. Theory and practice. Vladimir Kovalev

12) http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/principy-finansovogo-planirovaniya.html

13) http://center-yf.ru/data/Marketologu/Finansovoe-biznes-planirovanie.php

Просмотров работы: 537