ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абрамова Е.С. 1, Мишанина В.И. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества основной целью начальногообщего образования является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Реализация данной цели в настоящее время, по нашему мнению,возможна через применение метода проектов, ценность которого состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.

Учебный проект может рассматриваться с двух позиций: позиции педагогов и позиции обучающихся. С точки зрения педагога учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленная деятельность по нахождению способа решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

С позицииобучающегося проект предполагает самостоятельную деятельность, имеющую прикладное значение, дающую возможность делать интересное дело самостоятельно, максимально реализуя свои возможности, публичный показ достигнутых результатов, значимость для самих открывателей.

По мнению ряда авторов, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у детей того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.

Анализ литературных источников и состояния вопроса в практике начального общего образования показал, что овладение проектной деятельностью проходит поэтапно. В педагогике выделяют четыре этапа формирования навыков проектной деятельности. Первый этап предполагает погружение в проект, когда учитель знакомит с замыслом проекта, формулирует проблему, цель, задачи, мотивирует учащихся, а обучающиеся осуществляют личностное присвоение проблемы, вживаются в ситуацию, конкретизируют цели, задачи, уточняют и принимают проект. Второй этап включает в себя организацию деятельности, когда учитель организует деятельность, предлагает разбиться на группы, распределяет роли и задания, планирует работу по решению задач, предлагает возможные формы результатов презентации, а обучающиеся осуществляют разбивку на группы, в состав которых включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп, распределяют роли, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. На третьем этапе происходит осуществление деятельности. Учитель самне участвует, но наблюдает за детьми (консультирует по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, репетирует с обучающимися предстоящую презентацию в виде рисунка, поделки, чертежа, викторины и т.д.), а они активно работают самостоятельно в соответствии с ролью или сообща, готовят презентацию. На четвертом этапе проходит презентация проекта. Педагог принимает отчет, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения (важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта, не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности), акцентирует внимание на воспитательном моменте. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели, задач проекта, умения планировать и осуществлять работу, находить способ решения проблемы, проводят рефлексию деятельности, дают взаимооценку.Каждый этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание.

В ходе экспериментального исследования мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично, но возможно. Первоклассники ещё не могут самостоятельно выполнить полноценный проект. В первом классе начальной общеобразовательной школы происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Она интегрирует различные учебные предметы и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе, но нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Практика использования метода проектов с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Просмотров работы: 357