ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

Киселева В.В. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в нашей стране, активно проводятся мероприятия по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Это способствует развитию и популяризации занятий физической культурой и спортом среди широких слоев населения Российской Федерации и определяет новые требования к совершенствованию системы физического воспитания детей и учащейся молодежи. В этой связи актуальным направлением является разработка и внедрение новых форм и методов физической подготовки, ориентированных на выполнение нормативов ВФСК ГТО.

Анализ данных научно-методической литературы, образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных школ и других нормативных документов позволил установить, что в образовательных организациях большинство учителей физической культуры в качестве основных инструментов подготовки используют комплексы упражнений на силу, быстроту, гибкость, выносливость и т.д. Однако, данные комплексы упражнений на развитие того или иного физического качества интересны не всем ученикам. Именно поэтому, учителям физической культуры, для повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой, необходимо разрабатывать методику физической подготовки, которая будет непосредственно основываться на интересах учащихся, и тем самым мотивировать школьников к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

Накопленный опыт в области организации и проведения физкультурных занятий, данные научных исследований в сфере физической подготовки школьников позволяют констатировать, что оптимальным средством проведения занятий, можно считать подвижные игры. Подвижные игры имеют высокую ценность в физической подготовке школьников, так как способствуют не только полноценному решению задач физического развития и подготовки школьников, совершенствованию элементов спортивной техники, но и воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств.

В ходе исследованияиспользовалась методика проведения учебных занятий, основанная на интеграции специальных комплексов упражнений и подвижных игр в различной последовательности и сочетании со стретчингом.Далее приведены примеры специальных комплексов упражнений и подвижных игр.

1 комплекс. Развитие силовых качеств

Упражнения:

1.Подтягивание на высокой перекладине мальчики 10 раз, 3 повторения.

Подтягивание на низкой перекладине девочки 17 раз, 3 повторения

2.Отжимание в упоре лежа 15 раз 2 подхода мальчики.

Отжимание от скамейки девочки 10 раз 2 подхода

Игра:

За перекладиной подвешиваются несколько картинок (буквы, цифры, картинки предметов и т.п.) (по количеству игроков в команде), таким образом, чтобы их было видно лишь при выполнении подтягивания (используется ткань в качестве шторки). Задача подбежать к перекладине и подтянуться, так чтобы увидеть изображение картинки. Итог - например, команда разгадывает ребус, складывает цифры и называет сумму, слово и т.п.

2 комплекс. Развитие быстроты

Упражнения:

1.Бег с хода, для удержания набранной скорости - 20м. 2 - раза, 30 - 2 раза, 40 - 1 раз м. 2.Прыжки на скорость, на одной ноге потом на другой ноге (по 3 раза на каждую ногу)

Игры: «Лапта», «Фризби» и др. «Эстафета с переходом» (с чередующимися отрезками от 30 м до 60 м по количеству игроков в командах). При проведении эстафеты участник, пробежавший свой этап, и передавший эстафету, переходит на другой (следующий этап) и снова ждет передачи эстафетной палочки. Игра-эстафета продолжается до тех пор, когда участники пройдут все этапы и вернутся на первоначальные, исходные позиции.

3 комплекс. Развитие ловкости:

Упражнения:

1.Кувырок вперед и кувырок назад из положения полуприсев – 5 повторений

2.Прыжки на месте с поворотами на 90° и 130° с ведением мяча 3 раза, 3 подхода

Игра:«Хвосты»

Выбирается водящий. Остальным игрокам сзади прилепляются, концы которых достают до пола. Задача водящего, убрать кури за спину, и попытаться догнать игроков и наступить им на ленточки, что бы они оторвались. Те, кто у кого водящий оторвал ленточку, выбывает из игры. Так же, можно что бы водящий догонял и забирал ленточки руками (упрощенный вариант игры). Тот, кто последним остается с хвостом – признается победителем.

В качестве опорных точек этой методики были взяты основные физические качества, на проверку которых направлены тесты третьей ступени комплекса ГТО: гибкость, сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Для апробирования данной методики в общеобразовательных школах МОУ СОШ №7,20 города Шуи Ивановской области в 2015-2016 гг.были организованы экспериментальная и контрольная группы учащихся в возрасте 11-12 лет в количестве 115человек.

До эксперимента в обеих группах были проведены контрольные испытания (тесты) для определения исходного уровня физической подготовленности школьников.Уровень физической подготовленности мы измеряли с помощью унифицированных тестов – бег на 60 метров и 1500 метров, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, подтягивание (мальчики), отжимание (девочки) и гибкость (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).

В ходе формирующего эксперимента учебные занятия по физической культуре в контрольной и экспериментальной группах велись по единому учебному плану, в рамках общеобразовательной программы по физической культуре. На уроках физической культуры использовались одни и те же средства, обусловленные изучаемым на данный отрезок учебного времени разделом программы. Отличие заключалось в методике проведения учебных занятий по физической культуре: в контрольной группе она была общепринятой, а в экспериментальной – использовалась методика сочетания специальных комплексов упражнений и подвижных игр. Уроки проводились 3 раза в неделю.

После проведения цикла занятий по данной методике осуществлялись повторные контрольные испытания, обработка и анализ собранной фактической информации с применением методов математической статистики.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что в процессе занятий физической культурой по традиционной программе у учащихся контрольной группы, показатели физической подготовленности детей совершенствуютсякак под воздействием систематических занятий физической культурой, так и обусловлены сенситивным периодом развития двух качеств – быстроты и гибкости, который приходится на возрастной период 11-12 лет.

Критерием эффективности проведенной работы явился прирост показателей уровня физической подготовленности, полученный при повторном контроле, по сравнению с исходными результатами до проведения педагогического эксперимента.

Таблица 1.

Показатели физической подготовленности девочек 6 классов (экспериментальной группы)

Тест

Этапы эксперимента

Показатели девочек

МОУ СОШ №20

(x±m)

n=9

Показатели девочек

МОУ СОШ №7

(x±m)

n=9

Р(0,05)

1.Бег на 60 м, (сек).

констатирующий

10,67±0,36

10,55±0,43

>

контрольный

9,2±0,2

10,48±0,4

 

контрольный

513,78±16,02

516,33±18,35

>

3.Отжимание, (раз)

констатирующий

11,58±2,71

11,67±2,71

>

контрольный

12,50±4,39

12.22±4,38

>

4.Прыжок в длину с места, (см)

констатирующий

159,44±9,09

159,11±9,42

>

контрольный

160,44±9,09

159,67±9,42

>

5.Прыжок в длину с разбега (см)

констатирующий

252,33±34,38

248,77±35,08

>

контрольный

252,23±35,09

247,56±34,68

>

6.Наклон вперед, (см)

констатирующий

10,6±3

10,4±3,2

>

контрольный

13,78±1,3

10,7±1,6

 


контрольный

9,05±0,81

10,22±1,29

 

контрольный

493,79±38,42

497,5±40,76

>

3.Подтягивание, (раз)

констатирующий

6,29±2,1

6,14±2,3

>

контрольный

7,0±2,2

6,64±2,0

 

контрольный

173,79±4,69

171,21±4,98

>

5.Прыжок в длину с разбега, (см)

констатирующий

293,64±23,86

296,78±23,15

>

контрольный

296,75±23,06

295,87±23,10

>

5.Наклон вперед, (см)

констатирующий

7,64±1,9

7,64±1,69

>

контрольный

9,86±2,2

7,71±2,1

 


Просмотров работы: 658