К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Елохина А.А. 1, Кудрякова Д.А. 1, Моругина В.В. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система нашего образования, долгое время, разграничивала детей на здоровых и инвалидов, которые не могли получить образование, реализовать свои возможности так же, как и обычные дети. Многие такие дети обучаются на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия. Эти условия направлены не только на их обучение и воспитание, но и предполагают лечение и коррекцию имеющегося дефекта, реабилитацию и социальную адаптацию.

В наше время, все более актуальным становится применение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует понятие – инклюзия, которое подразумевает полное включение детей с ограниченными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых участвуют дети без отклонений. В связи с этим, возникает вопрос о необходимости адаптации пространства учебного учреждения к тому, чтобы полноценно быть готовым ко всем нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Таким образом, внедрение инклюзивной модели в образование представляет сoбoй еще oдин из шагoв к oбеспечению реализации прав детей на получение образования, что свидетельствует о предоставлении возможности любому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании. Это указывает на равноправную возможность в получении образования, которое является доступным уровню развития каждого конкретного человека.

С целью исследования проблем реализации инклюзивного образования в педагогической практике, мы решили провести опрос среди педагогов. В качестве базы проводимого исследования выступило МБДОУ «Детский сад № 153» г. Иваново, где есть группы, которые посещают несколько детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нами была разработана анкета, где мы попросили педагогов высказать свое личное мнение в отношении реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Данная анкета состояла из 11 вопросов, где они могли выбрать один или несколько вариантов ответов, а также, по желанию, высказать своё личное мнение.

Первый вопрос нашей анкеты был направлен на выяснение мнения педагогов о том, приспособлены ли Ивановские ДОУ к реализации инклюзивного образования. В результате мы получили следующие данные: 37,5% ответили - приспособлены, 62,5%- нет. Некоторые из последних пояснили свой вариант тем, что необходимо увеличить материально-техническое обеспечение, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и совершенствовать подъездные пути.

Во втором вопросе мы решили спросить, знакомы ли сотрудники ДОУ с категориями детей с ОВЗ. В итоге были получены следующие результаты: 40% респондентов знакомы с категориями детей с нарушением слуха, зрения и аутического спектра; 33% респондентов - с нарушениями речи и интеллекта и, 27% респондентам знакома категория детей с двигательными нарушениями.

Третий вопрос заключался в том, какие принципы инклюзии реализуются в ДОУ, в котором работают опрашиваемые педагоги. В результате мы получили следующие данные: 38% респондентов выделили принцип индивидуального подхода; 40% респондентов указали принцип активного включения в образование участников; 26% - принцип партнерского взаимодействия с семьей; 18% респондентов - принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка и принцип междисциплинарного подхода; 10% респондентов - принцип вариативности в организации обучения и воспитания и, 6% респондентов остановились на принципе динамического развития образовательной модели детского сада.

В следующем вопросе мы решили узнать мнение педагогов о том, какие требования должны знать сотрудники группы, которую посещают дети с ОВЗ. Были получены следующие результаты: 21% отметили использование различных видов деятельности, дружелюбное отношение к детям, в том числе обращение по именам; 15% респондентов указали, что специалисты должны быть знакомы с особенностями развития детей, владеть методами обучения и воспитания и часто общаться с родителями, давая им советы; 13% респондентов остановились на внимательном наблюдении и отношении за развитием личности ребёнка. Остальные требования указало меньшее число респондентов.

В пятом вопросе мы попросили сотрудников указать, каких специалистов должен включать педагогический коллектив инклюзивной группы ДОУ. В итоге были получены данные: 38% респондентов назвали - учитель-логопед и учитель-дефектолог; 32% респондентов указали социального педагога; 18% респондентов - воспитатель и, 4% -педагог дополнительного образования. Важно отметить, что, еще 8% респондентов указали в графе другое: педагога-психолога.

В шестом вопросе нашей анкеты спрашивалось, какие условия реализации инклюзии должны учитываться. Нами были получены такие результаты: 19% респондентов указали необходимым условием финансовое обеспечение; 16% - профессиональная квалификация специалистов и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; 14% респондентов отметили организацию предметно-развивающей среды. Остальные условия указало меньшее число респондентов.

Следующий вопрос заключался в том, какие формы инклюзивного образования педагоги считают более эффективными. В итоге мы выяснили: 75% респондентов считают, что индивидуальные занятия и 25% остановились на специально организованной среде и детско-родительских группах.

В восьмом вопросе, мы предложили педагогам высказать своем личное мнение, какая модель инклюзивного образования более приемлема в ДОУ. Были получены следующие результаты: 45% респондентов указали, что в ДОУ должна действовать отдельная специальная группа для детей с ОВЗ, но они могут регулярно взаимодействовать с обычными детьми; 22% респондентов остановились на центре детского пребывания, где дети с ОВЗ могут получить помощь специалистов. Остальные варианты модели инклюзии в ДОУ выбрало меньше число респондентов.

В следующем вопросе сотрудники ДОУ указали, что должна включать в себя работа с родителями, которые имеют детей с ОВЗ. В итоге мы выяснили: 44% респондентов остановились на специально организованных совместных мероприятиях детей и родителей; 31% респондентов указали родительские беседы и 25% - консультирование родителей.

В десятом вопросе спрашивалось, что должна включать в себя работа с персоналом в ДОУ. 26% респондентов ответили, что это должно быть повышение квалификации и семинары; 21% - тренинги; 16% респондентов - научные конференции и 11 % - форумы.

В последнем вопросе, мы спросили мнение педагогов, из чего должна состоять работа с детьми с ОВЗ. 44% респондентов указали индивидуальные коррекционные занятия; 25% -создание развивающей среды и работа в группах; 6% - помощь семье.

Таким образом, полученные данные проведенного анкетирования позволили нам выяснить мнение педагогов о проблеме реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Важно отметить, что некоторые педагоги считают, что Ивановские ДОУ, не в полном объеме, приспособлены к реализации инклюзии. Некоторые думают, что необходимо увеличить материально-техническую базу, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и развить подъездные пути.

По тому, как известны специалистам дети с ОВЗ, можно сказать, что большинству опрошенных, все категории знакомы. Если рассматривать вопрос о принципах инклюзии, которые реализуются в ДОУ, где мы опрашивали сотрудников, то большинство респондентов остановились на принципе индивидуального подхода и принципе активного включения в образовательный процесс всех участников. Учитывая требования, которые должны знать специалисты группы с детьми с ОВЗ, то большинство респондентов считают, что они должны использовать различные виды деятельности и относится к детям дружелюбно, называя их по именам. Также многие думают, что педагоги должны общаться с родителями и знать особенности развития таких детей. Это и есть, самое главное, в работе с детьми с ОВЗ.

Опрашиваемые указали, что педагогический коллектив, в основном, должен включать в себя: учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога и воспитателя. Необходимо отметить, что некоторые респонденты указали в графе другое: педагога-психолога, что не менее важно, для воспитания детей с ОВЗ. Если брать во внимание условия реализации инклюзии, то наибольшее число респондентов сошлись на финансовом обеспечении, что, очень важно, для приобретения методических материалов, оборудования и всего, что необходимо для работы.

По формам инклюзивного образования, большинство считают, что это должны быть индивидуальные занятия. Но, также респонденты указали специально организованную среду и детско-родительские группы. Данным детям необходимо общение и с обычными детьми, и с родителями. Это дает большой плюс и их родителям, поскольку они узнают методы обучения и воспитания детей с ОВЗ. В качестве модели инклюзии, 45% педагогов выбрали отдельную специальную группу, где дети регулярно взаимодействуют с детьми из общеразвивающих групп.

При работе с родителями, большинство сотрудников ДОУ указали родительские беседы. А, при работе педагогов с детьми, большинство указали индивидуальные коррекционные занятия, работу в группах и создание среды на дому. Если взять во внимание работу с педагогическим коллективом, то респонденты указали семинары и повышение квалификации наиболее приемлемыми.

В целом, опрашиваемые педагоги положительно настроены на реализацию инклюзии в Ивановской области.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. №4 (40).

Просмотров работы: 503