КАК МЕНЯЛСЯ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК УЛИЦЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАК МЕНЯЛСЯ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК УЛИЦЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ

Оскирко А.А. 1, Ковалева К.Д. 2, Почиталина А.Н. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №185»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
У каждого города, как и у человека, есть свой характер, есть свое лицо, которое постоянно меняется. Проходят годы, и улицы города неизбежно меняют свой облик: новые веяния, новая идеология, новые взгляды, новые технологии, все это наносит свои отпечатки.

Нижний Новгород знаменит многочисленными памятниками архитектуры. Каждая улица хранит в себе историю страны, города, семейной династии. Свой выбор мы остановили на улице Рождественской, одной из старейших улиц Нижнего Новгородапротяженностью более 1 километра. Она связывает Ивановский съезд от стен нижегородского Кремля до площади, расположившейся перед Благовещенским монастырем.

Сначала застройка Нижнего посада велась хаотично, отдельными группами строений. Но в 1770 году был составлен первый регулярный план Нижнего Новгорода, и в последующей его доработке 1787 года Рождественская улица была определена в прямых линиях. А в начале XIX века, согласно распоряжению инженера А.А. Бетанкура во избежание пожаров эту часть города решено застраивать исключительно каменными зданиями, причём в ходе реализации этого решения улица была, по возможности, выпрямлена за счёт сноса некоторых ветхих строений.

Рождественская улица была главной торговой улицей Нижнего базара. Уникальность улицы состоит в количестве архитектурных памятников: здесь их 35 (официально зарегистрированных).

Особенно значительное переустройство улица претерпела в 1835—1839 годах, когда в середине её на месте дома известного купца Софронова была создана Софроновская площадь, ставшая общественно-деловым центром Нижнего базара (современная площадь Маркина). На выходе улицы к Окскому плашкоутному мосту были снесены склады и разбита Алексеевская площадь, названная по стоявшей здесь шатровой часовне во имя Митрополита Алексия.

Во многом изменила облик города Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года. Центральные улицы (и Рождественская в том числе) осветились дуговыми электрическими фонарями, асфальтировались тротуары и дороги. К открытию выставки на Рождественской улице были построены дом купцов братьев Блиновых («Блиновский пассаж») и биржа. Оба здания украшают современную площадь Маркина. Таким образом, улица играла роль делового центра города.

Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская церковь)

Самой яркой достопримечательностью улицы Рождественской была и остается Церковь Собора Пресвятой Богородицы, построенная в далекие 1696-1719 годы. Страдавшее от многочисленных пожаров и катаклизмов, строение дошло до нас в своем первозданном виде.

Рис.1 – Церковь Собора Пресвятой Богородицы, наши дни

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701 году строительство было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Освящен храм был в 1719 году преосвященным Питиримом (1719-1738), архиепископом Нижегородским.

Всего Строгановы построили в России пять храмов (в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Троице-Сергиевой Лавре), два из которых находятся в Нижнем Новгороде.

Нередко можно встретить в литературе, так называемое «строгановское барокко», именно так историки архитектуры говорят о храмах, созданных представителями этой династии. Среди выстроенных Г.Д. Строгановым храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

Строгановская церковь состоит их двух ярусов. Верхний ярус представляет собой трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпную трапезную и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как принято в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

В течение XIX – начала ХХ века церковь неоднократно подвергалась ремонтам и реставрационным работам. Одним из первых таких мероприятий явилось устройство в 1824 году подпорной стенки с северной (подгорной) стороны (проект архитектора И.Е. Ефимова, 1823 год), за счет разборки отдельно стоящего придела Григория Богослова. Тем самым, не только предотвращался оползень горы из-за расширения Рождественской улицы, но и была образована терраса, представлявшая собой, как отмечал М. Добровольский, «как бы пьедестал для храма, очень выгодно оттеняющий его своеобразную красоту.

Указанные выше работы были проведены на средства графини С.В. Строгановой при протоиерее Ферапонте Суровцеве. В 1832 году он вновь обратился за помощью к потомкам устроителя церкви графа Г.Д. Строганова и их совотчинникам. Причиной тому послужило состояние храма, который «к величайшему всех сожалению, давно уже не токмо по внешности своей вместо прежнего благолепного вида принял безобразный, но и в самом своем основании пришел почти в совершенное разрушение».

Как сообщают Н. Спасский и М. Добровольский, восстановление фасадов в 1835 – 1836 годах производилось «по прежним образцам». Важно отметить и то, что тогда же (май 1835 года) архитектором Ф. Шмелевым были, видимо впервые, осуществлены обмеры и выполнены чертежи, зафиксировавшие состояние церкви до начала ремонта.

Рис.2 – Обмерные чертежи Рождественской Строгановской церкви, выполненные архитектором Федором Шмелевым, 1835 г.

Однако в какой степени руководствовались и руководствовались ли вообще этими чертежами производители работ, не совсем ясно. Именно они свидетельствуют о тех искажениях облика памятника, которые были допущены во время ремонта (замена барочного завершения с западной стороны трапезной на треугольный классицистический фронтон, появление балюстрады над первым ярусом колокольни и. т.п.) Таким образом, ссылка на «прежние образцы», если и справедлива, то лишь по отношению к отдельно взятым белокаменным резным деталям на фасадах.

Последующие работы внутри Рождественской церкви носили явный характер обновлений, исказивших существовавший в то время вид интерьеров.

На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали течение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению у него интереса к механике.

Храм неоднократно горел (в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

В 1913 году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри. Позже закрыт большевиками в 30-е годы. Во время Великой отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас. Все остальное убранство было потеряно.

Рис.3 – Рождественская Строгановская церковь до и после реставрации 1880-х – 1890-х гг.

Блиновский пассаж

Комплекс, который принято называть Блиновским пассажем, строился как крупнейший доходный дом по проекту петербургского архитектора А. К. Бруни и закончен был в 1879 году. Название свое этот дом, выполненный в неорусском стиле, получил по имени владельцев – богатейших нижегородских купцов-промышленников братьев Блиновых, разбогатевших главным образом на торговле хлебом, а также перевозке и продаже соли.

Рис.4 – Пассаж купцов Блиновых

Из всех домов на Рождественской улице - этот был самым многофункциональным и густозаселенным. Разнообразные конторы, магазины, гостиницы, склады размещались когда-то в основном корпусе, выходящем главным фасадом на Рождественскую, и в «дворовых» частях дома. Весь первый этаж занимали дорогие магазины с отдельными входами. В магазины второго этажа можно было попасть по внутренним лестницам. При взгляде на здание с бывшей Сафроновской площади (ныне пл. Маркина) видно, что с левой стороны пятиэтажного корпуса пристроен торец блока, в котором располагались гостиницы, «биржевые номера». В центральной части на этом уровне был ресторан Пермякова.

В правом объеме находился первый в Поволжье телеграф и контора нефтяных магазинов братьев Нобилей. До 1896 года в этом доме располагалась биржа. На первом этаже находился пассаж, давший название всему дому.

В советские годы в доме по-прежнему располагались почта, телеграф, магазины, потом разместился ещё и суд. И собственно в наше время мало что изменилось – в здании присутствуют и магазины, и рестораны, и различные офисы. Поэтому можно сказать, что задумка братьев Блиновых полностью себя оправдала.

По заказу Блиновых, здание представлял собой огромный четырехэтажный корпус пассажа, декоративно-художественное убранство которого стилизовалось под «Древнюю Русь» с использованием ширинок, штучного набора, машикулей в мансардном этаже и т.д. Современники в 80-х годах XIX века отмечали, что при строительстве пассажа «были претензии на изящество: высота громадная, стекла зеркальные», но за всем этим скрывались «рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром».

Блиновский пассаж некоторые специалисты считают специфическим доходным домом. В отличие от доходных домов начала XIX века он включал преимущественно торгово-деловые помещения. Центральный объем занимал ресторан, магазины с конторами, банки, на верхнем этаже располагалось доходное жилье. В левом объеме размещалась гостиница, в правом - телеграф.

Периметр дворов составляли двухэтажные лавки с конторами. Главный центральный вход вел в пассаж, который входил в систему дворовых построек и использовался под торговые помещения и биржу.

В наши дни Блиновский пассаж, находящийся вблизи от Речного вокзала, продолжает функционировать как доходный дом, размещая под своей крышей различные офисы, магазины, рестораны, жилые квартиры и почтовое отделение, как и было задумано братьями Блиновыми. Мансардный этаж здания, с которого открывается живописный вид, облюбовали художники под мастерские.

Блиновский пассаж является архитектурным памятником второй половины девятнадцатого века и исторической достопримечательностью некогда купеческого Нижнего Новгорода.

Рис.5 – Блиновский пассаж, наши дни

Дом купца Пятова

Среди главных архитектурных шедевров улицы Рождественской — Дом Купца Пятова. Дом выстроен в 1819 году архитектором и градостроителем А.А. Бетанкуром. Это единственное сохранившее до наших дней здание, свидетельствующее об удивительном мастерстве этого выдающегося зодчего, с чьим именем связано не только строительство Нижегородской ярмарки, но и застройка Нижнего базара. Бетанкур вычертил план кварталов этой части города, «выпрямил» главную нижнепосадскую Рождественскую улицу, при этом предусматривая сохранение наиболее ценных в архитектурном отношении зданий: гостиного двора, бывшей соляной конторы, Рождественской церкви.

Это красивый особняк, являющийся памятником истории и культуры начала девятнадцатого века (федерального значения), сохранил особенности купеческой усадьбы: двухстворчатые двери, вручную расписанные сводчатые потолки и большие окна, а также восемь приставных ионических колонн, фриз которого украшает тройной венок славы, символизирующий победу России над Наполеоном. Первый этаж предназначался для размещения лавок, поэтому имел большие арочные остекленные входы. Комнаты второго этажа сдавали внаем.

После смерти Пятова в 1836 году его наследники постепенно распродали родовое имение. В конце XIX века дом на Рождественской принадлежал крупным нижегородским домовладельцам, крестьянину И. Кудряшову и мещанину Н. Чеснокову, которые к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года надстроили над ним сложный фигурный аттик с вазонами в нишах. В XIX веке на первом этаже находилась контора транспортов и дилижансов, на втором размещались номера Ермолаева. Здание несет в себе черты как классицизма, так и эклектики конца XIX века.

Рис.6 – Дом купца Пятова, наши дни

В наши дни на первом этаже дома купца И.С. Пятова располагается тематический ресторан с атмосферой эпохи начала двадцатого века. На втором этаже здания находится французский культурный центр.

Заключение

Эпохи и стили смешались в бывшем торговом и финансовом центре Нижнего. Столичные вкусы, принесённые выставкой 1896 года, щедро наделили купеческие особняки эркерами и куполами, вызывая зависть соседей и восхищение заезжих гостей.

Концепция благоустройства современной улицы Рождественской предусматривает разделение ее на две зоны: пешеходную и транспортную. По территории вдоль домов четной нумерации до трамвайной линии организовано движение пешеходов. Благодаря тому, что вторая линия трамвайного пути была разобрана, удалось расширить проезжую часть вдоль домов с нечетной нумерацией. Таким образом, выделилась зона для парковки. По одному пути движение трамваев спланировано реверсивным. Вдоль всей улицы были установлены красивые светильники, лавочки, урны и цветники.

Не остались без внимания и дома, расположенные вдоль старинной улицы. Было принято решение отремонтировать все фасады и оборудовать каждое здание уникальной подсветкой, чтобы памятники архитектуры предстали перед нижегородцами во всей красе.

Так, рассмотрев несколько зданий – памятников, можно сказать, что улица Рождественская не похожа ни на одну улицу Нижнего Новгорода. Она хранит в себе множество историй людей, приложивших руку к ее созданию, совершенствованию. В архитектурном облике зданий считываются множество стилей, принадлежащих различным эпохам (ведь улица является одной из старейших в городе).

Пройдут года, и город вновь изменится. Каким он будет через десятки лет, можно только предполагать. На смену прежним приходят новые технологии строительства, расширяются возможности. Но важно сохранять памятники архитектуры, которыми так богат город Нижний Новгород. Хочется верить, что созданное до нас не будет утеряно.

Список использованных источников

  1. Адрианов, Ю.А. Старый Нижний: Историко-литературные очерки. – Нижний Новгород : СММ, 1994. – 240 с.

  2. «Объекты культурного наследия»:http://oldnn.info/ru/nasledie/obj.

Просмотров работы: 475