ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

ДЕМКИНА Н.В. 1, Волкова Е.М. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здания и сооружения играют важную роль в жизни каждого человека. Они и сегодня продолжают защищать нас от атмосферных осадков, создавая подходящий микроклимат в интерьерах, от несанкционированных вторжений кого бы то ни было, поэтому слова «наш дом – наша крепость» до сих пор актуальны. Еще в древней античности были сформулированы основные принципы домостроения: польза, прочность, красота. Мощным мотивационным стимулом к действиям всегда была польза от затраченных усилий и средств, без прочности конструкций дома не актуальны, а красивое окружение – мечта людей во все времена. Здания и сооружения постоянно в поле нашего зрения, мы либо видим их экстерьер, находясь на улице, либо существуем внутри них, в интерьерах. Человеку всегда было важно регламентировать то, что непосредственно его касается, поэтому строительному комплексу всегда уделялось повышенное внимание во всех странах мира, Россия не исключение [1].

По функциональному назначению здания делятся на промышленные (производственные, обслуживающие, вспомогательные), гражданские (жилые и общественные) и сельскохозяйственные. Они также классифицируются по этажности, видам использованных конструкционных материалов, уровню пожарной безопасности, огнестойкости, долговечности, оснащенности коммуникациями, комфортности и т.д. [2] Проекты зданий не должны нарушать законодательства страны, норм градостроительного и жилищного кодекса, экологической безопасности [3], технические решения, принятые в рабочих чертежах, должны соответствовать требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивать безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта [4] при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий, создавать доступную среду для всех категорий граждан, включая и маломобильных [5]. При проектировании зданий необходимо активно использовать 3D-технологии компьютерного моделирования [6] при графическом формировании объекта [7], повышать качество проектных работ средствами информационного моделирования [8], учитывая принципы создания информационно-предметной среды [9].

Система нормативных документов в строительстве (СНДС), введенная с 01.01.1995 г. регламентировалась строительными нормами и правилами Российской Федерации – СНиП 10-01-94, представляла собойсовокупность взаимосвязанных документов и имела целью обеспечение безопасности, надежности и качества строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений. Нормативные документы СНДС подразделялись на государственные федеральные, субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые субъектов хозяйственной деятельности. Для понимания современного состояния правовых нормативных документов в строительстве важно знать положение в отрасли до реформы 2003 года, когда СНДС, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.1999 № 1289, формировал Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). Он же обеспечивал разработку, регистрацию, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмену нормативных документов в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. В разработке документов участвовали создаваемые Госстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве – ТКС. Формирование и ведение информационного фонда российских, международных и зарубежных национальных норм, правил, стандартов и других организационных и методических документов осуществлял Информационный центр по нормированию и стандартизации в строительстве Госстроя России, информация которого публиковалась в специальных информационных изданиях и «Строительной газете».

С 2003 года действует Федеральный закон «О техническом регулировании» [10], в соответствии со статьей 5.1 которого особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [11]. Таким образом,правоприменение в строительном комплексе перешло из Госстроя в Федеральное агентство по техническому регулированию, в связи с этим обязательные к выполнению требования к безопасности строительной продукции могут содержаться исключительно в указах и постановлениях Президента, федеральных законах, постановлениях правительства, в технических регламентах.

С 2003 года по настоящее время в строительстве применяют одновременно документы СНДС и документы технического регулирования. До введения Федерального закона «О техническом регулировании» на добровольной основе в строительном комплексе применялись только своды правил по проектированию и строительству (СП), остальные документы требовали обязательного исполнения, это Градостроительный кодекс (ФЗ) [12], строительные нормы и правила (СНиП), территориальные строительные нормы (ТСН), ГОСТ, ГОСТ Р, руководящие документы в строительстве (РДС).В настоящее время после введения Федерального закона РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 29.06 2015 г.) в строительстве используются в качестве правовых нормативных документов обязательного исполнения два закона: «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.04.2014) и Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с двумя перечнями нормативных документов обязательного и добровольного применения. Остальные документы, относящиеся к строительному комплексу и входящие в область технического регулирования применяются на добровольной основе, по их требованиям не могут быть введены санкции, это Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и Национальные стандарты (ГОСТ Р). Территориальные строительные нормы (ТСН), ранее обязательные к применению в регионах, содержащие требования безопасности, в настоящее время в правоустанавливающих документах строительного комплекса отсутствуют. Стандарты саморегулируемых организаций (СРО) обязательны для исполнения членами саморегулируемых организаций. Обязательность применения любых нормативных документов может быть установлена условиями договоров [13].

Понятия «Регламент» и «Технический регламент» в России впервые введены изменением №2 (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Регламент - это документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. В 2003 году Федеральный закон «О техническом регулировании» предусмотрел замену ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов, которые должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг). Новые регламенты принимаются только в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан и их имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, их принятие в иных целях не допускается. Любой технический регламент принимается федеральным законом с учетом положений закона «О техническом регулировании». В техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования являются объекты капитального строительства, в качестве основы для разработки проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕСС – основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции.

Федеральный Закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяется на жилые, общественные здания и сооружения предприятий промышленности. В настоящем техническом регламенте для защиты жизни и здоровья граждан устанавливаются минимально необходимые требования безопасности зданий и сооружений: механической и пожарной, в сложных природных и техногенных условиях, безопасных условий проживания, пользования и воздействия на окружающую среду. Выполнение указанных требований применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.

Идентификация объекта технического регулирования проводится по трем признакам:

1. по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т. д.);

2. по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный);

3. применительно к формам оценки соответствия объекты разделены на три группы:

а) объекты с обязательной государственной экспертизой и надзором;

б) объекты без государственной экспертизы и надзора;

в) объекты индивидуального жилищного строительства.

Список объектов с обязательной и не обязательной экспертизой представлен в Градостроительном Кодексе РФ. К объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома не более трех этажей, предназначенные для проживания одной семьи, а также гаражи, бани и другие здания и сооружения вспомогательного использования.

В связи с необходимостью обеспечения требований безопасности людей при пожаре, целесообразно разработать организационные механизмы для создания банка образцовых проектов зданий различного назначения для тиражирования наиболее рациональных вариантов проектных решений в практике массового строительства.

Проблема сейсмостойкости зданий и сооружений приобрела в последние годы, в связи с участившимися разрушительными землетрясениями актуальность. К отработанным на практике типам сейсмоизоляции появились новые решения: системы зданий с многослойными стенами, создан каталог типовых проектных решений по усилению несейсмостойких зданий для сейсмичных зон России.

Экологически неблагополучное состояние природной среды заставляет искать новые пути очистки воды и воздуха, переработки промышленных отходов, однако разработки в этой области и их использование в проектировании пока не носят системного характера.

Для зданий и сооружений оценка соответствия проводится в связи с обязательными требованиями технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Формы оценки соответствия подразделяются на две группы: государственные и негосударственные. К первым относятся: государственная экспертиза, приемка в эксплуатацию объектов, разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию. В отличие от других способов оценки соответствия, подтверждение соответствия применяется до стадии выпуска продукции в обращение и может быть осуществлено как изготовителями (поставщиками), так и независимыми от поставщиков и заказчиков органами - третьей стороной (сертификация). Если впервые выпускаемая в обращение продукция подлежит обязательной сертификации и в отношении нее отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации изготовитель вправе осуществить декларирование соответствия на основании собственных доказательств. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Безопасность эксплуатации зданий и сооружений должна обеспечиваться путем организации и осуществления постоянного контроля за их состоянием, проведения планово-предупредительных ремонтов. Все производственные здания и сооружения должны подвергаться периодическим техническим осмотрам два раза в год – весной и осенью, которые могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, включая все конструкции, различные виды отделки и все элементы внешнего благоустройства. При частном осмотре анализируются здания или сооружения комплекса, или отдельные конструкции, или виды оборудования, например, фермы и балки здания, мосты и трубы на автомобильной дороге, колодцы канализационной или водопроводной сети. Состояние противопожарных мероприятий во всех зданиях и сооружениях должно проверяться не реже одного раза в месяц, кроме очередных осмотров, могут быть внеочередные после стихийных бедствий или аварий.

Таким образом, государство обеспечивает безопасность в строительстве введением соответствующих технических регламентов, доказательной базой которых являются нормативные документы. Предполагается, что такое государственное регламентирование снимает административные и бюрократические барьеры и способствует повышению ответственности и конкурентоспособности структур строительного комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    1. Волкова, Е.М. Особенности архитектурного облика исторических городов Поволжья (Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода) / Е.М. Волкова //Приволжский научный журнал, №4(20). Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2011. - 286 с., С.147-151, цв. вкл.

    2. Батюта, Е. М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода. Текст. диссер. на соискание ученой степени канд. архит. в 2 т./ Е.М. Батюта //Нижег.гос. архит.-строит. университет. Науч. руководитель: докт. философ. наук, профессор С.В. Норенков. - Н. Новгород, 2004. - 1 т.-157 с.

    3. Батюта, Г. Д. Экологические проблемы города / Г.Д.Батюта// 15-й Международ. науч.-промышленный форум «Великие реки, 2013» [Текст]: [труды конгресса] в 3т /Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. Е.В.Копосов - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 424 с. С. 319-321

    4. Батюта, Г. Д. Экологическое влияние линий электропередач на человека / Г.Д.Батюта, Н.И.Морева //17-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2015». [Текст]: [труды научного конгресса]. В 3 т. Т. 3 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 428 с. С. 330-331

    5. Батюта, Г. Д. Доступная архитектурно-строительная среда / Г.Д.Батюта// Студенческий научный форум 2013:V Международ. студенческая электронная науч. конференция по направлению Технические науки (Строительство). Ссылка на статью: http://www.scienceforum.ru/2013/112/2462

    6. Киреева, Е. П. 3D-технологии при проектировании и строительстве зданий и сооружений [Текст] / Е. П. Киреева, Э. Г. Юматова // V Всероссийский фестиваль науки // сборник докладов / Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 – С. 244-247

    7. Волкова, Е.М. Роль графической подготовки в формировании будущего инженера-строителя /Е.М. Волкова, Г.Д. Батюта// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016.- Т. 18.- С. 85-89.

    8. Киреева, Е.П. Повышение качества проектных работ средствами информационного моделирования [Электронный ресурс] / Е.П. Киреева, Э. Г. Юматова // Шестьдесят девятая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. 20 апреля 2016 г., Ярославль: сб. материалов конф. – Ярославль: ЯГТУ, 2016. – С. 1677–1679

    9. Юматова, Э.Г. Теоретические принципы создания информационно-предметной среды обучения студентов строительных вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http: //www.science-education.ru/128-21637 (дата обращения 10.12.2015).

    10. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 29.06 2015 г.)

    11. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    12. «Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.04.2014)

    13. Прахова, Т.Н. Стандартизация, метрология, сертификация и контроль качества в строительстве: учебное пособие / Т.Н. Прахова, М.М. Деулин, К.В.Голубева, Д.М.Сатаева. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2014.

 

6

 

Просмотров работы: 741