АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ ВИСЯЧИХ МОСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ ВИСЯЧИХ МОСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Санкт-Петербург иногда называют "Музеем мостов". Определение это вполне справедливо. Мосты очень разные, но все – удивительно красивые, они придают городу неповторимое очарование. Переходя к описанию цепных мостов, сооруженных в Петербурге, нужно заметить, что идея создания постоянных висячих систем возникла в Петербурге задолго до ее претворения в Западной Европе. Именно в этом городе она родилась, здесь была научно обоснована, здесь были разработаны ее конструктивные формы, и здесь она была воплощена в жизнь. Разработка проектов цепных мостов и их осуществление принадлежали двум крупным мостостроителям того времени — П. П. Базену и Г. М. Треттеру.

Через канал в Екатерингофе напротив дворца в 1823 г. был возведен легкий парковый мост пролетом в 15,5 м (рис. 1). Деревянное полотно этого моста поддерживали четыре ряда цепей с девятью подвесками в каждом. Цепи были укреплены на береговых порталах из четырех круглых столбов диаметром 21 см и высотой 3,83 м. Цепи закреплялись на высоте 2,13 м, а выше гладь столбов переходила в декоративное завершение. Для большей жесткости столбы поверху объединялись перекладиной-карнизом, в которую врезались подкосы, образующие стрельчатые арки.

Еще пять висячих мостов через Фонтанку, Мойку и канал Грибоедова были построены по проектам и под руководством инженеров Г. М. Треттера, В. А. Христиановича в 1823—1826 гг. Но только три сохранились до нашего времени. Два проезжих моста через Фонтанку — Египетский и Пантелеймоновский были разобраны в 1905 и 1907 гг. Еще раньше обрушился цепной пешеходный мост через канал в Екатерингофском парке.

Пантелеймоновский был первым в России висячим мостом, предназначенным для проезда экипажей (рис. 2). Мост был однопролётным длиной 43 м и шириной 10,7 м, на береговых опорах были установлены два чугунных портала высотой 6 м, через которые было переброшено пять рядом парных цепей. Концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания. Основание опор — свайное, из-за слабых грунтов основания длина свай доходила до 21,5 м. Деревянное полотно с подъемом к середине было подвешено к цепям с помощью прутьев. Несущие цепи по ширине моста распределялись неравномерно: одна цепь, проходя по оси моста, разделяла проезжую часть на две полосы движения транспорта; остальные, попарно расположенные, цепи выделяли тротуары по обеим сторонам проезжей части.

Рис. 1. Цепной мост в Екатерингофском парке. Арх. П.П. Базен, 1823 г.

Рис. 2. Пантелеймоновский цепной мост. Арх. Г. М. Треттер, 1825 г.

Опоры моста были наиболее богато декорированными элементами конструкции. Порталы состояли из высоких чугунных неравномерно расположенных по ширине колонн, увенчанных антаблементом, типичным для древнеегипетской архитектуры, и ажурных ребер в виде контрфорсов для придания устойчивости и жесткости всей висячей системе. Этот египетский стиль распространялся на фриз и карниз, богато декорированные тонким позолоченным свинцовым орнаментом. Наряду с характерными чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в декоре моста были черты, типичные для русской классики: это золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка. Чугунные и железные части моста были покрашены черной краской и покрыты лаком, а детали украшений позолочены.

Цепной мост просуществовал 83 года. В 1907 г. В связи с предполагавшейся прокладкой трамвайной линии он был разобран и вместо него построен однопролетный стальной арочный мост.

Качка была серьезным недостатком Пантелеймоновского моста. При постройке Египетского моста этот существенный недостаток был в значительной степени устранен. В конструкцию моста авторы внесли ряд усовершенствований, которые должны были уменьшить вертикальное и боковое раскачивания: пролетное строение поддерживалось тремя рядами цепей (вместо пяти у Пантелеймоновского); устройство тротуаров на консолях за пределами крайних цепей и расположение цепей так, что они едва касались настила; установка подвижных тележек или цилиндров над опорами цепей.

Египетский мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта (рис. 3). Размеры моста были следующие: длина пролёта 55 метров, ширина — 11,7 метра. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю. Каждый портал состоял из трех круглых чугунных колонн высотой 6,5 м и диаметром по низу 65 см, а по верху 50 см с египетскими капителями.

Рис. 3. Египетский цепной мост. Арх. Г. М. Треттер. Литография К. Беггрова, 1825 г.

Рис. 4. Сфинкс у Египетского моста, скульптор П. Соколов. Современный вид, 1825 г.

Фусты колонн и плоскости контрфорсов были украшены орнаментами в виде иероглифов. Колонны и контрфорсы перекрывались архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Порталы украшал золоченый орнамент, и в них были устроены фонари с «варшавскими» лампами. Между порталами провисали три ряда парных цепей, от которых для поддержания настила проезжей части опускались 93 железных вертикальных стержня. Места присоединения стержней к цепям декорировались чугунными бляхами с украшениями из птичьих головок.

На въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах (рис. 4). На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент. 20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв; погибли три лошади. На самом же деле, причиной обрушения моста являлась внутренняя пустота внутри одного из звеньев цепи. Но просвечивающих приборов в то время не было, и обнаружить эту пустоту было невозможно. Через 50 лет на его месте был построен новый Египетский мост, но уже не цепной [4].

Львиный мост служит связующим звеном между двумя островами: Казанским и Спасским. Первоначально этот мост назывался "Мост четырех львов" или "Мост о четырех львах" из-за установленных на нем декоративных скульптур - сидящих львов, которые словно бы охраняют въезды на мост с берегов канала Грибоедова (рис. 5).

Здесь конструкция малого цепного моста представлена в ее чистом виде (рис. 6). Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух сварных двутавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой. Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Ширина моста между перилами — 2,26 м, длина моста — 22,44 (27,8) м, расстояние между осями цепей — 2,42 м. Покрытие прохожей части моста — дощатый настил.

Фигуры львов несут не только декоративную функцию – они прячут в себе опоры моста, сделанные из чугуна (рис. 7). Детали цепного моста связаны цепями, они держатся львами и тянутся из их пастей, широко раскрытых. Столбы фонарей были размещены на чугунных ограждениях посередине мостового сооружения, в процессе перестроек фонарные столбы были сняты, так как их размещение посередине было неудачным. Мост много раз подвергался реконструкции. В 50-е годы двадцатого века дерево менялось на металл. А вот решетки чугунного литья были восстановлены и возвращены на свое место, как и фонари. Благодаря этому мы можем видеть сегодня памятник архитектуры в его первозданном виде.

Рис.5. Львиный мост. Арх. Г.М. Треттер,1826 г.

Рис. 6. Фигуры Львиного моста, скульптор П. Соколов, 1826 г.

Рис. 7. Фигуры Львиного моста. Арх. Г. М. Треттер, скульптор П. Соколов, 1826 г.

В специализированной литературе для описания береговых конструкций Почтамтского моста, поддерживающих цепи моста используется термин «квадрант круга», обозначающий сектор с центральным углом в 90° (рис. 8). Квадрант Почтамтского моста образован тремя дугами, пересечёнными радиусными элементами. Одной границей этих квадрантов являются вертикально стоящие чугунные обелиски, другой границей квадрантов являются гранитные плиты набережной. Опоры моста, сложенные из бутовой кладки с гранитной облицовкой, выполнены со стенками набережных как единое целое. На опорах моста для крепления цепей установлены чугунные обелиски, увенчанные бронзовыми золочёными шарами. Обелиски удерживаются в равновесии чугунными дугами (квадрантами), расположенными с противоположной от мостового полотна стороны. Как обелиски, так и дуги закреплены на опорах анкерными болтами, глубоко заделанными в каменной кладке. Деревянное пролётное строение подвешено на железных кованых цепях и крепится к береговым устоям посредством шарниров. Эти цепи крепятся к обелискам-пилонам специальными шарнирными замками. В качестве ограждения моста установлена кованая железная художественная решётка (рис. 9).

Рис. 8. Почтамтский мост. Арх. Г. М. Треттер, 1824 г.

Рис. 9. Почтамтский мост. Арх. Г. М. Треттер, 1824 г.

В первые годы эксплуатации выяснилось, что мост был построен с отклонением от проекта. Дефекты строительства привели к просадке настила в середине моста и отклонении в сторону реки трёх обелисков из четырёх. В 1905 году, в связи с прогрессирующими деформациями пролётного строения, а также в связи с катастрофой, произошедшей на Египетском мосту, он был укреплён. Под руководством архитектора К. В. Бальди под мост были подведены две деревянные опоры. После проведения этой реконструкции чугунные обелиски и цепи окончательно перестали поддерживать мост, при этом они были оставлены в качестве декоративного украшения.

В 1981-1983 годах мост был восстановлен в историческом виде (была восстановлена работоспособность конструкций моста и убраны временные опоры-«подпорки»). Конструкция моста снова стала висячей цепной однопролётной.

Банковский мост был возведён в 1825 году рядом с Ассигнационным банком. Мост однопролётный висячий (рис. 10). Пролётное строение состоит из двух цепей, подвесок, и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Деревянное полотно моста состоит из прогонов, поперечин, крестовых связей и настила. Перильное ограждение художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками. Ширина моста между перилами — 1,85 м, длина моста — 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей — 2,24 м.

Рис. 10. Банковский мост, Арх. Г. М. Треттер, 1826 г.

Рис. 11. Грифоны Банковского моста, скульптор П. Соколов, 1826 г.

Цепи висячего моста закреплены в конструкциях, скрытых в грифонах. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур (рис. 11). Грифон, по мифологии Древнего Востока, это фантастическое чудовище с туловищем льва и крыльями орла. Крылья скульптур покрыты сусальным золотом. Эти мифические существа традиционно считались хранителями сокровищ. А сейчас они являются одним из символов Санкт-Петербурга. Свое название мост получил из-за того, что расположен напротив здания Ассигнационного банка, сейчас там находится Университет Экономики и Финансов [2].

Сохранившиеся пешеходные цепные мосты — выдающиеся памятники мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Они до сих пор служат одним из лучших украшений каналов Санкт-Петербурга. Их архитектурное решение тесно связано с конструктивным решением, и подчеркивает легкость и пластичность образов висячих мостов. Скульптурное оформление служит для акцентирования опор моста. Каждый мост уникален и оригинален по архитектурному и конструктивному решениям.

Список литературы

  1. Ковровская Л.А., Агеева Е.Ю. Висячие и вантовые мосты: архитектурно-конструктивные особенности / Л.А. Ковровская, Е.Ю. Агеева // Межвузовский сборник статей лауреатов конкурсов. Выпуск 16. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 264 с. - С. 78–82.

  2. В. И. Кочедамов. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX в // Архитектурное наследство, 1959, № 10. С. 209 – 220.

  3. Петропавловский А.А. Проектирование металлических мостов. – М.: Транспорт,1982. – 320с.: ил.

  4. Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. – Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. – 152 с., ил.

Просмотров работы: 737