ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ: ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ: ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Сидорина А.А. 1, Агеева Е.Ю. 1, Агеева Е.Ю. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проектирование зданий, прежде всего, основывается на нормативных требованиях. Современные школьные здания во многом отличают от привычных школ, построенных в XX веке. Эти изменения отражены в нормативных документах, применяемых при проектировании в настоящее время. Анализ современных требований по проектированию и документов XX века позволил выявить особенности строительства зданий школ в России в разные периоды, начиная с 1930-х годов до нашего времени.

Проблеме строительства новых современных школьных зданий уделяется большое внимание во всем мире. В России 23 октября 2015 года утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». Программа будет реализована в период с 2016 по 2025 годы и предусматривает также строительство новых современных школ.

Главной целью образования, в том числе и школьного, должно являться не только изучение достижений прошлого, но и освоение технологий, способов, тенденций, направленных на будущее.

Для этого необходима современная и многофункциональная школьная инфраструктура, которая поможет обучающимся развиваться в разных направлениях. И в школьных зданиях отчетливо просматриваются все изменения нормативных требований к школьным зданиям.

Анализ изменения нормативных требований показал несоответствие функционирующих школьных зданий, построенных в XX веке, современным стандартам.

В процессе сравнения нами рассмотрены следующие нормативные документы:

  • СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

  • СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.

  • СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  • СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения

Интерес для рассмотрения представляло изменение объемно-планировочных решений школьных зданий, изменение состава и габаритных размеров основных и вспомогательных помещений.

Стоит отметить, что основным критерием при массовом строительстве школ в нашей стране, реализованном в 30-е и 50-е годы XX века, являлось экономичность школьного здания, что приводило к намеренному занижению площадей помещений и габаритов зданий в целом.

Строительство, в основном, велось по типовым проектам, которые разрабатывались архитекторами в Москве и других городах СССР. Один из таких проектов предложили в 1939 году архитекторы Л. А. Степанова и Я. Л. Эстрин.

Рис. 1 Проект Л. А. Степановой 1939 года

В этом проекте, в отличие от большинства остальных, классы располагались по обе стороны коридора, таким образом архитекторы пытались достичь большей экономичности.

После окончания Великой Отечественной войны в Москве вновь развернулось активное школьное строительство. Тенденция экономичности здания получило свое развитие в следствии задачи всеобщего перехода на семилетнее образование.

Архитектор Л. А. Степанова внесла преобразования в свой проект 1939 года: просторный холл в средней части здания был заменен классами, в состав помещений были включены актовый и спортивный залы.

Рис. 2. Типовой проект школы на 880 учащихся. Арихитектор Л.А. Степанова. 1949 г.

Фасад и планы этажей

Основным значительным недостатком данного проекта был тесный коридор, шириной всего 3,2 метра. Освещали его два окна в торцах здания, что было недостаточным, т.к. его длина составляла почти 5 метров.

В 60-е годы на смену кирпичным зданиям пришли каркасно-панельные. Подобные здания строили на 24-32 учебных класса в крупных городах, а также в сельской местности на 8-16 классов. Учебные корпуса проектировали преимущественно секционными.

В основном, здания строились трехэтажными, однако возросла площадь пришкольных участков.

Рис. 3 Планы каркасно-панельного здания школы на 1176 мест (30 классов): а – план 1-го этажа, б – план 2-го этажа

Интерес представляет здание экспериментальной каркасно-панельной школы на 1320 учащихся в подмосковном поселке Черноголовка.

Рис. 4 Каркасно-панельное здание школы на 1320 мест в Черноголовке, Московская область

Все помещения здания разделены по предметно-возрастным и функциональным признакам. Каждом этажа четырехэтажного корпуса расположены по две группы учебных секций, состоящих из четырех классов и рекреации.

Т.к. школа предназначалась для углубленного изучения физико-технических наук она была спроектирована с большим количеством лабораторий, а также обсерваторией с вращающимся куполом.

Благодаря украшениям фасада произведениями декоративного искусства и башне обсерватории здание выглядит очень необычным и является архитектурным акцентом жилой застройки.

Но, к сожалению, подобное здание единичный объект среди типовых однообразных зданий школ, построенных в XX веке.

Рассмотрев нормативные документы и отдельные объекты зданий школ, построенных в XX веке, можно сделать вывод, что главным направлением развития архитектуры школьных зданий были переход на индустриальную основу, типовое проектирование, унификация объемно-планировочных решений. Архитекторы пытались внести небольшое разнообразие в художественный образ фасадов зданий с помощью применения различных монументально-декоративных средств, но общий образ здания становился все более однообразным.

Анализ нормативных документов был проведен в сравнении в современными требованиями к школьным зданиям. По результатам сравнения было установлено, что увеличились площади почти всех помещений школьных зданий, как основных, так и вспомогательных, кроме того были введены новые положения, такие как требования к объемно-планировочному решению компьютерных классов, обязательное выделение в отдельный функциональный блок помещений начальной школы. Изменилась возможность использования цокольных и подвальных этажей для размещения в них помещений.

Кроме того, на основании Свода Правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения» были введены дополнительные требования к зданиям школ для обеспечения комфортных и доступных условий данной группе населения. В данном нормативном документе указаны дополнительные требования к площадям некоторых кабинетов, пешеходных коммуникаций, технического оборудования зданий. В школьных зданиях для детей с ограниченными возможностями также должны быть предусмотрены специально оборудованные санитарные узлы, подъемные площадки и лифтовое оборудование.

Итак, для того, чтобы грамотно спроектировать современное многофункциональное и комфортное здание школы, нужно обратить особое внимание на современные нормативные требования, а также требования доступности зданий маломобильными группами населения.

Современная школьная архитектура отличается гораздо большим разнообразием форм, строительных конструкций и материалов, а также ярким цветовым решением фасадов.

Опираясь на опыт проектов XX века архитекторы стремятся создать необычные, индивидуальные, а главное, очень комфортные и удобные здания.

Проекты современных школ имеют более сложные объемно-планировочные решения, необычные сочетания объемов корпусов и применяемых материалов.

Первой попыткой изменения внешнего облика здания и его структурных особенностей стала Школа в Северном Бутово, построенная в Москве в 1998 году.

Рис. 5 Школа в Северном Бутово. Москва, 1998 г. Главный фасад.

Архитектор Николай Лютомский назвал свой проект «Синяя птица», одноименно с расположенным рядом элитным жилым комплексом.

Главной особенностью здания является необычное сочетания объемов. Важно, что, не смотря на разную этажность и форму блоков, здание воспринимается единым целым, законченной композицией. Объемы выделены не только цветом, но и применением различных материалов – силикатный кирпич, железобетонные блоки, металлические элементы, разнообразное остекление.

Внешний облик здания притягивает внимание и служит ярким акцентом в окружающей застройке жилого комплекса.

Несмотря на необычность здания его планировка является очень удобной для обучения и развития современных детей. Большая площадь здания позволяет разместить в нем не только учебные классы и вспомогательные и административные помещения, но и организовать досуг школьников – различные кружки, студии, секции.

Рис. 6 Школа в Северном Бутово. Москва, 1998 г. План первого этажа

Следующее рассматриваемое здание – Школа на Ходынском поле, город Москва. Школа была открыта 1 сентября 2006 года. Здание спроектировано архитектором Ю.В. Ильиным-Адаевым.

Рис. 7 Школа на Ходынском поле. Москва, 2006. Главный фасад

В этом здании архитектор уделил особое внимание цветовому решению фасада. Активные и яркие цвета создают позитивный настрой учеников, педагогов, родителей и всех жителей района. Применение различных отделочных материалов привело к необычному сочетанию фактур – керамическая плитка, керамогранит и грубая фактурная штукатурка.

Школа рассчитана на 1000 учащихся, а также выполняет функции культурно-досугового и спортивного центра жилого микрорайона.

Рис. 8 Школа на Ходынском поле. Москва, 2006. Спортивный зал

Из-за инсоляционных проблем участка здание построено в углу выделенного участка и является трехэтажным.

На первом этаже здания расположен автономный спортивный комплекс. Оборудованный собственным входом и вестибюлем.

Все здание школы можно разделить на три функциональных блока: начальная школа, средняя школа и спортивный блок.

Для создания объемно-планировочной композиции здания, а также организации освещения были применены световые фонари. С помощью них достигается дополнительная выразительность здания и его архитектурная неповторимость.

Несмотря на особую специфику следующей современной школы ее необходимо отметить. Это школа-интернат в Кожухово, город Москва, для детей-сирот, имеющих отклонения в психическом развитии. Здание построено в 2007 году. Проект осуществляла архитектурная мастерская Атриум по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова. Здание рассчитано на 110 воспитанников.

Рис. 9 Школа-интернат в Кожухово. Москва. 2007 год. Проект

Архитекторы стремились создать не просто здание, а полноценную среду обитания для детей. Этот детский мини-город состоит из различных функциональных зон: 3 жилых корпуса, школа, блок администрации, спортивный комплекс и медицинский центр.

Здание состоит из пяти корпусов, которые связаны между собой стеклянной галереей). Такая необычная композиция здания связана прежде всего с инсоляцией – стремление наполнить здание солнечным светом.

Рис. 10 Школа-интернат в Кожухово. Москва, 2007 год. Интерьер

Центром композиции является большой многоуровневый атриум. На первом этаже атриума расположен зимний сад, с открытой террасой наверху. Здесь объединяются все выходы из общественных помещений. Атриум имеет стеклянную стену, сквозь которую виден плавательный бассейн и просторный актовый зал.

«Обыкновенное чудо» - сказочная школа, построенная в 2001 году в городе Йошкар-Ола. Построил школу успешный российский бизнесмен, однако она является бюджетной общеобразовательной школой.

Рис. 11 Школа «Обыкновенное чудо». Йошкар-Ола, 2001 год. Фасад

Сейчас здание школы, это целый комплекс, включающий в себя детский сад, начальную школу, среднюю школу и административно-спортивный блок.

Одного взгляда на фасад здания хватает, чтобы понять, что это детский комплекс для маленьких принцев и принцесс. Словно сошедшее с иллюстрации детской книжки здание радует всех без исключения жителей Йошкар-Олы.

В Нижнем Новгороде в настоящее время также ведется строительство новых школ. Очень бы хотелось, чтобы эти школьные здания стали новыми достопримечательностями современной нижегородской архитектуры, но прежде всего радовали своих учащихся просторными и светлыми классами, большими актовыми и спортивными залами, просторными рекреациями и фойе, чтобы дети с радостью каждый день спешили возвращаться и достигать все новых и новых успехов.

Список используемой литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 53 с. - (Сер. «Федер. закон»)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

3.СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения

4.СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения

5. СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования

6. СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.

7. Рогачёв А. В. В московских мы учились школах. Новые сорок сороков. — М.: МИРОС, 2001.

8. Колли Н.Я, Быков В.Е. Архитектура и конструкции школьных зданий: сборник материалов по проектированию и строительству. — Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1954.

Просмотров работы: 2199