ВЛИЯИЕ СПОРТА НА ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯИЕ СПОРТА НА ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Лядов Г.Г. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной мной темы обусловлена следующими причинами:

- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Изначально передо мной стоял вопрос, что есть общего у людей являющимися лидерами. Практически в любом коллективе (группе) выделяется лидер. Способности, знания лидера, как показывают психологические исследования, оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Чем же определяется лидерское влияние? Почему одни могут влиять на людей, а другие нет? В какой же мере руководитель должен обладать лидерскими качествами?

Я согласен с Р. Стогдиллом, который выделил 11 ключевых позиций

1. Лидерство - центр групповых интересов. Лидер – духовно-эмоциональный центр группы.

2. Человек успешно добивается и удерживает лидерские позиции.

3. Лидер умеет добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Группа подчиняется воле лидера.

4. Лидерское поведение.

5. Лидерство – достижение цели, результат, удовлетворение потребностей группы.

6. Лидерство – межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.

7. Лидер умеет убеждать, поощрять, побуждать к действию силой собственного примера (политические, общественные, неформальные организации).

8. Анализ межличностных отношений. Влияние лидера на группу.

9. Лидер доминирует над другими, преодолевает сопротивление последователей.

10. Ролевая дифференциация. Один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.

11. Лидер стремится узаконить (легитимизировать) свой лидерский статус.

Известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества – не становится лидером. Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера – ситуационный и поведенческий.

Согласно ситуационной (ситуативной) теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей.

В исследованиях психолога Б. Д. Парыгина выделены три типа:

1) в зависимости от характера деятельности – универсальный лидер, ситуативный лидер;

2) в зависимости от содержания деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер;

3) в зависимости от стиля руководства – авторитарный лидер, демократический лидер.

Подобрав материал для исследования, я решил определить каково количество потенциальных лидеров среди студентов. Тест состоял из 51 вопроса.

За определенные ответы тестируемые получали по баллу. В итоге все баллы суммировались.

Меньше 25 баллов: лидерские качества выражены слабо, их следует развивать.

От 25 до 30 баллов: лидерские качества развиты средне, этот уровень достаточен для руководителей среднего звена.

От 30 до 35 баллов: лидерские качества хорошо развиты, вы идеальный топ-менеджер.

Более 35 баллов: вы несомненный лидер, склонный к диктату. Возможно, пора что-то менять.

В итоге получилось следующее.

Лидерские качества выражены слабо у 39 % студентов. Почти половина студентов (45 %) имеют лидерские качества, развитые на среднем уровне. Всего 16 % опрошенных имеют хорошо развитые лидерские качества. Лидеров, склонных к диктату, выявлено не было.

Далее, изучив ответы на вопросы, я заметил, что, те люди, которые не занимались спортом, обладали лидерскими качествами на порядок ниже, чем те, которые были спортсменами.

Таким образом, спортивная деятельность позволяет ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

Спорт помогает формировать у человека уверенность в себе, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм.

Отличительной особенностью спорта по сравнению со многими другими видами деятельности является то, что спорт – это дея­тельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудно­стей. Поэтому воспитание лидерских качеств спортсмена входит в его общую психологическую подготовку. Основной задачей общей психологической подготовки спортсме­на является развитие и совершенствование следующих ка­честв: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости, настой­чивости, решительности, самообладания, стойкости.

Список использованной литературы

1. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства: Мн.: Новое знание 2008. - 250 с.

2. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления //Проблемы теории и практики управления 2008. № 4. С. 12.3. Виханский О. С., Наумов А-И. Менеджмент: М.: Гардарики, 2007. - 428 с.

4. Мазур И. И. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа. 2006. - 755 с.5. Шпалинский В. В. Психология менеджмента. М.: УРАО. 2006. – 184 с.6. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лиднрства. М.: Тезис. 2006. - 779 с.

Просмотров работы: 805