ТРЕВОЖНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРЕВОЖНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Троценко М.М. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в журнале Psychological Abstracth (периодическое издание Американской психологической ассоциации) приводилось всего 3 статьи по этой тематике, то в 1960 - уже 222, а в 1995 - более 600. По мнению В.М. Астапова, в отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е - начало 1990-х гг. [Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с. : ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии») (авт. права).]. Тревожность изучается не только в психологии и психиатрии, но и в физиологии, философии, социологии.

Ученые в разные исторические периоды рассматривали сущность понятия тревожности; соотношение страха, тревоги и тревожности; причины, формы, проявления тревожности. Различные взгляды и подходы ученых оказали значительное влияние на современные представления о тревожности.

В эпоху Античности древние философы считали, что стоит жить разумом, а не страстью (эмоциями), искали взаимосвязь и взаимовлияние разума и страстей (эмоций). Эмоции рассматривались и в эпоху Просвещения. О страхе в XVII веке писал Бенедикт Спиноза, описывая его как состояние в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в будущем. Взгляды Чарльза Дарвина (XIX век) на страх актуальны и сегодня. Он рассматривал страх как врожденную особенность человека и животных, которая носит сигнальную и оборонительную функции [Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 192с.].

В XIX веке Сёрен Кьеркегор вводит разграничение страха и тревоги, выделяет экзистенциальную тревогу – Angst, которая присуща только человеку и влияет на его личностное развитие.

Философия экзистенциализма и взгляды родоначальника экзистенциональной философии, датского философа Сёрена Кьеркегора, оказали наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги, именно ему принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального. Важно подчеркнуть, что С. Кьеркегор рассматривает совершенно особый страх — страх, порождаемый «ничто»: «Но какое же воздействие имеет «ничто»? Оно порождает страх» [Кьеркегор, С. Страх и трепет / Сёрен Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 178с., с. 143].

Кьеркегор стал первым, кто отвел темам тревоги и страха значительное внимание в своих размышлениях. Другим важным вкладом Сёрена Кьеркегора в понимание тревоги явилось обнаружение им внутреннего конфликта, сопровождающего тревогу. С. Кьеркегор не только первым осознал значительную роль тревоги в жизни отдельного человека и всего человечества, но и первым разграничил тревогу, страх и Angst - экзистенциальную тревогу. Если страх – это ожидание негативного определенного события, тревога – ситуативного неопределенного, то экзистенциальная тревога - это страх Ничто, который ужасен тем, что его невозможно ни понять, ни избавиться от него. С. Кьеркегор писал по этому поводу, что это «Ничто» становится все более чем-то [Кьеркегор, С. Страх и трепет / Сёрен Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 178с., с.175]; что способность быть самим собой зависит от способности встретиться со своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу [Леонтьев, Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться / Д.А. Леонтьев // Московский Психотерапевтический журнал. – 2003. - №2.].

Описанная С. Кьеркегором экзистенциальная тревога присуща человеку, и только ему – это делает человека человеком, отделяя его от животного мира. После изысканий Сёрена Кьеркегора существование экзистенциальной тревоги не вызывало сомнений: к ее сущности стали обращаться мыслители и специалисты разных направлений.

Тревогу и тревожность изучали такие ученые, как Пауль Тиллих, У. Джеймс, Мартин Хайдеггер, Зигмунд Фрейд, И.П. Павлов, Дж. Уотсон и др. Значительное влияние на современные представления о тревожности оказали взгляды экзистенциализма, психоанализа, теории научения. Психологические аспекты страха, тревоги и тревожности рассматривали в своих работах также психологи П. Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер, А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, Е.В. Новикова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. Большое количество исследований, связанных с тревожностью, не дают окончательного и полного определения предмета, обозначенного этим термином. Авторы разных теорий рассматривают тревожность как:

  1. реакцию на социальную, личностную угрозу;

  2. переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера.

Авторы всех теорий единодушны в том, что тревожность возникает в том случае, когда человек оказывается в ситуации, нарушающей привычный для него уклад жизни. Авторы биологической теории считают, что тревожность никак не взаимосвязана с внешним воздействием и наследуется последующими поколениями. Авторы экзистенциальной теории указывают на то, что человеку предопределено состояние тревожности. Авторы остальных психологических теорий акцентируют внимание на внешних побудительных причинах формирования тревожности, таких как опасные социальные условия, неадекватные отношения с окружающими, отрицание собственных мыслей, эмоций, иррациональные убеждения.

Тревожность рассматривают и как временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и как фрустрацию социальных потребностей; и как мотивационный конфликт; и как свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий [Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с. : ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии») (авт. права).], устойчивое личностное образование [Кошелева, Е.П. Тревожный ребенок / Е.П. Кошелева // Вожатый века. – 2008. - №1. – с.8-9.]; личностная черта [Глоссарий психологических терминов / Н.Губин. – М. : Наука, 1999. – 156с.]; и более интенсивное, в сравнении с тревогой, переживание [Глоссарий психологических терминов / Н.Губин. – М. : Наука, 1999. – 156с.], как результат постоянного переживания тревоги [Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф.Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. - №9. – с. 26-34.]. По мнению И.П.Подласого, тревожность детей - прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни [Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 352 с.].

Остановимся на понятии тревожности, предложенном А.М. Прихожан [Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2.], которая определяет её (тревожность) как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Тревожность имеет свою побудительную силу, и константные (постоянные, неизменяемые) формы реализации с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Анализ теоретических подходов к понятию тревожность позволяет определить, что в общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

А.И. Захаров утверждает, что тревога в большей мере характерна для людей с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей [Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб. : Речь, 2007. - 320 с.].

Тревога может быть результатом фантазий, воображения, ситуаций ожидания, что проявляется состоянием острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связанного с прогнозированием возможной неудачи, опасности, ожиданием чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом и т. п.) [Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. - 752с.], симптомами мышечной напряженности [Мэш, Э. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Эрик Мэш. -3-е изд.- СПб. :Прайм-Еврознак, 2003.- 384с.-(Психологическая энциклопедия).]. Как пишет Э. Шостром (1994), тревога подобна сосущему чувству голода. Человек, пребывающий в тревоге, не осуществляет полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Показано также (Ю.Л. Ханин, 1978, и др.), что по мере приближения важного для человека события уровень тревоги нарастает, причем в большей степени у высокотревожных субъектов. Тревога не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения. Это вероятностное переживание неудачи («а вдруг...»).

Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального [Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2.]. Таким образом, тревога не может не влиять на взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

Распространённым вариантом тревожного состояния является социальная тревожность. В этом случае возникновение тревоги связанно с различными социальными ситуациями, то есть с теми, где человеку необходимо контактировать с другими людьми. Примером такой ситуации может служить публичное выступление или знакомство с новыми людьми. Говоря о социальной тревожности, часто используют понятие робости или застенчивости. Причинами такого рода тревоги является неуверенность в себе и страх социальной оценки. Человеку склонному к социальной тревоге в социальной ситуации кажется, что он будет выглядеть смешно и/или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако, каждый человек на протяжении всей своей жизни постоянно оказывается в ситуациях, подразумевающих контакт с другими людьми. Учёба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте являются такими ситуациями. Естественно, что человеку, у которого данные ситуации вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться даже со многими повседневными делами.

Часто получается так, что из-за своей тревоги человек действительно не способен действовать эффективно в присутствии других людей, или же, вопреки отсутствию негативной оценки окружающих, он приходит к мнению, что он не эффективен и его осуждают. Человек начинает избегать ситуаций, связанных с повышенной тревогой. И лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен на успешное взаимодействие с другими людьми [Тревога. Паническое расстройство. Социальная тревожность. http://psyservice.mgppu.ru/articles/art3].

Социальная тревожность оказывает существенное негативное влияние на повседневную жизнь субъекта, значительно осложняя процесс социальной адаптации [Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениколопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - С. 82-89].

2.Экспериментальное изучение влияния тревожности на взаимодействие с другими людьми.

Для изучения уровня тревожности и его влияния на взаимодействие с другими людьми мы применили две психологические методики:

  1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Адаптация Т.А. Немчинова (Приложение 1).

  2. Оценка уровня общительности (тест Ряховского) (Приложение 2).

В изучении влияния уровня тревожности на взаимодействие с другими людьми приняли участие 15 студентов 2 курса Кубанского государственного технологического университета. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение студентов по уровням общительности и тревожности

№ исп.

общительность

тревожность

11

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца.

9

Средний (к низкому)

13

12

Средний (к низкому)

2

2

Низкий

4

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

30

высокий

9

25

высокий

7

18

Средний (к высокому)

1

14

Средний (к низкому)

3

11

Средний (к низкому)

5

13

Средний (к низкому)

6

5

низкий

8

8

Средний (к низкому)

12

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

24

Средний (к высокому)

14

24

Средний (к высокому)

10

10

Средний (к низкому)

15

3

низкий

20 % составляют студенты, у которых общительность бьет ключом, они всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. У этой категории студентов тревожность низкая или средняя, близкая к низкой.

53,3 % студентов весьма общительны. Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Однако при желании могут себя заставить не отступать. У 37,5 % из них уровень тревожности высокий или средний, близкий к высокому. У остальных 62,5 % тревожность находится на среднем уровне, близком к низкому, или низкая.

26,7 % студентов с нормальной коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Среди этой категории 50 % составляют студенты со средним уровнем тревожности, близким к высокому. Столько же студентов со средним уровнем тревожности, близким к низкому, и низким уровнем тревожности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Некоммуникабельных студентов в исследуемой группе не выявлено. Выявлены студенты с разным уровнем выраженности коммуникабельности: «рубаха-парень», «весьма общительный», «с нормальной коммуникабельностью».

  2. По выраженности уровня тревожности всех студентов можно разделить на две группы. Одну из них (33,3 %) составляют студенты с высоким уровнем тревожности и средним, близким к высокому; во вторую группу (66,7 %) входят студенты с низким уровнем тревожности и средним, близким к низкому.

  3. Выявлена связь тревожности с ярко выраженной общительностью у категории студентов «рубаха-парень». У них тревожность находится на низком уровне.

  4. у студентов «весьма общительных» и «с нормальной коммуникабельностью» выраженной зависимости с тревожностью не выявлено.

Приложение 1

Методика измерения уровня тревожности Тейлора

Адаптация Т. А. Немчинова

Инструкция. Прочитав высказывания, выберите один из ответов: «да» или «нет». Если вы согласны с утверждением, рядом с ним поставьте «+», если не согласны – поставьте «-».

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

19. Мне кажется порой, что передо мной нагроможде¬ны такие трудности, которые мне не преодолеть.

20. Мне нередко снятся кошмарные сны.

21. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

22. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

23.Меня весьма тревожат возможные неудачи.

24. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

25. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

26. Я работаю с большим напряжением.

27. Я легко прихожу в замешательство.

28. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполез¬ным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расша¬таны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то трево¬жит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50

и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка:

40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги;

25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги;

15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5—15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

Приложение 2

Оценка уровня общительности (тест Ряховского)

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов;

"да" – 2 очка,

"иногда" – 1 очко,

"нет" – 0 очков.

Текст опросника

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме

  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста

30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Просмотров работы: 467