В повышении эффективности изучения робототехнике приоритетное место занимают познавательные УУД. Познавательные универсальные учебные действия формируют систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные УУД включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.
Всю эту группу УУД можно развивать при выполнении со школьниками проектов по робототехнике.
Приведем пример проекта по робототехнике:
Тема проекта: «Промышленные роботы».
Возрастная категория обучающихся: 9 класс (14-16 лет).
Основополагающий вопрос: что такое промышленный робот?
Проблемные вопросы: 1) каковы типы промышленных роботов? 2) каковы составные элементы промышленного робота? 3) для каких целей применяются промышленные роботы? 4) какие роботы используются на предприятии «Уралвагонзавод»? 5) какие мероприятия по робототехнике проводятся в Свердловской области 6) каковы перспективы развития промышленных роботов? 7) какой проект промышленного робота вы можете предложить?
Цель проекта: развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи проекта:
освоить представление о понятиях «робот», «робототехника»;
изучить типы промышленных роботов, типовую структуру промышленного робота;
познакомиться со сферами применения промышленных роботов;
научить создавать концепт промышленного робота для решения узких задач.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные:
уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
уметь находить информацию, представленную в разных формах;
уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
Проблема проекта (формулируется совместно с обучающимися): как расширить функциональность промышленных роботов на предприятии?
Гипотезы решения проблемы (формулируются обучающимися): 1) нужно проектировать новых роботов для решения разных задач; 2) нужно совершенствовать уже созданных роботов 3) нужно использовать межпредметных подход к проектированию роботов и привлекать к этому специалистов из разных областей.
План работы над проблемными вопросами (на примере группы №4):
1. Проанализировать различные источники информации (интернет-ресурсы, официальный сайт предприятия, записи программ «Время новостей», газеты «Машиностроитель»).
2. Составить список промышленных роботов, которые используются на Уралвагонзаводе.
3. Найти подробную информацию о промышленных роботах (фото, страна-изготовитель, выполняемые действия, язык программирования, технические характеристики).
4. Составить презентацию (15-20 слайдов) и краткий рассказ о промышленных роботах на Уралвагонзаводе.
План работы над проектом промышленного робота?
1.Для выполнения какой задачи (задач) предназначен робот?
2. Составить эскиз робота в любом графическом редакторе.
3.Каковы составные части робота? Описать их функциональное назначение.
4. Где, на каких предприятиях может применяться робот?
Оценивание результатов проекта учителем:
Система оценки проектных работ – сложное мероприятие, которое требует педагогической и методической грамотности, компетентности экспертного совета в определенных предметных областях, знания основ научно-исследовательской и проектной деятельности, традиций определенных конференций и конкурсов, и самого учебного заведения, где выполняется проект. Существуют различные системы оценивания. Например, учитель может оценивать сформированные в ходе выполнения проекта УУД обучающихся, руководствуясь представленному в таблице 1 листу оценивания.
Таблица 1
Лист оценивания УУД обучающихся в результате выполнения проекта
Планируемые результаты |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Познавательные УУД |
|||
Уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. |
Теряется при выборе способа решения проблемы, не доводит работу до завершения |
При выборе наиболее подходящего способа решения проблемы ориентируется на образец. |
Умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации |
Уметь находить информацию, представленную в разных формах. |
Находит информацию в предоставленных источниках с минимальным объемом |
При возможных затруднениях в поисках информации прибегает к помощи педагога |
Умеет находить информацию в различных источниках. Хорошо ориентируется на интернет-сайтах и осуществляет поиск информации в сети Интернет. |
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. |
Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное |
Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное, выделять и характеризовать части объекта |
Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное, выделять и характеризовать части объекта, оформлять графическое изображение. |
В заключении, хочется сказать, что робототехника обладает большим потенциалом в формировании УУД учащихся, она придает учащимся высокий мотивационный импульс. Как правило, занятия робототехникой, будь то уроки или кружок, пользуются большой популярностью у школьников. Правильная организация, в соответствии с системно-деятельностным подходом, усиливают эффект. Новые подходы в образовании заставляют и учителя переосмыслить используемые методы и приемы обучения, заставляют учиться, искать и двигаться вперед.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения 07.03.2017)