ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЕ

Лопатина К.Е. 1, Беленкова И.В. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из современных перспективных технологий для работы с пространственной информацией сегодня является технология разработки геоинформационных систем (ГИС). Многие организации внедряют ГИС в свою производственную деятельность как инструмент, усовершенствующий работу предприятий [4]. Работа с геоинформацией была востребована во все времена в дорожно-транспортном, лесном, сельском хозяйстве, банковской, историко-культурной сфере. Также можно выделить отрасли, которые активно внедряют ГИС, так, например, работа административно-территориального управления, телекоммуникационного и нефтегазового сектора сегодня невозможна без участия данных систем. Также ГИС используется и в рекламных целях. Скорость и простота отображения данных, возможность формирования неограниченного количества запросов, одновременный доступ и ведение внешних и внутренних баз данных, формирование пространственной мобильности – это далеко неполный список положительных моментов для пользователя, который работает с ГИС.

Как любой информационный продукт ГИС можно разделить на платные, цены которых, в России, варьируются от одной до 300 тыс. рублей и выше [1] и свободно распространяемые, которые чаще всего направлены на решение отдельно взятых проблем (WinGIS, GRASS GIS, QGIS , GeoCosm, ИнГео, MapInfo; ArcView, ArcInfo; WinGis; Intergraph и т.п.). Для исследования выберем бесплатную географическую информационную систему – QGIS [2].

Рис.1 Окно загрузки приложения QGIS

Данное приложение представляет собой свободно распространяемую географическую информационную систему с открытым кодом, распространяющуюся под GNU General Public License. QGIS является проектом Open Source Geospatial Foundation (OSGeo). Она работает на Linux, Unix, Mac OSX, Windows и Android, поддерживает множество векторных, растровых форматов, баз данных и обладает широкими возможностями.

По мнению официального производителя QGIS [2] эта программа является лучшей в своем роде, т. к. имеет массу возможностей, является открытой для пользователей, а также в программе присутствует открытое общение пользователя с производителями для улучшения эффективности приложения. В программе имеется возможность работы с различными форматами изображения, базами данных, публикация работы в сети Интернет и многое другое. Очень полезным является то, что в QGIS возможно создание карт и исследование пространственных данных с удобным и интуитивно понятным графическим интерфейсом. Множество полезных инструментов, доступных в графическом интерфейсе включают: компоновщик карт, QGIS браузер, DB-менеджер, перепроецирование «на лету», панель обзора, пространственные закладки, инструменты аннотаций, определение / выборка объектов, редактирование / просмотр / поиск атрибутов.

В рамках школьной программы ГИС может использоваться на уроках информатики, математики, географии, во внеурочной деятельности. Эксплуатация данного информационного продукта на уроках информатики научит школьников работать с геоинформацией, с приложениями геоинформатики и в целом расширит знания об информационном обеспечении. На данном уроке также возможно познакомится не только с приложениями, но и с online-ГИС, например учитель МБОУ СОШ №29 г. Смоленска Р.Д. Родикова предлагает своим ученикам познакомиться с возможностями Google Maps [5]. Урок географии, по своему определению, предполагает использование информации о географических объектах, применяя в данном случае ГИС можно не только научить учащихся необходимым навыкам работы с изучаемым объектом, но и сэкономить время. Благодаря наличию в большинстве ГИС возможности работы с различными видами изображений, применения декартовой системы координат, способности вычисления объемов, длин, площадей и прочего геоинформационные системы можно использовать и в математике.

Рассмотрим пример использования конкретного макета карты, разработанного в программе QGIS. Обозначим на карте 10 самых больших озер Республики Удмуртия и районы, в которых они находятся. Для этого нам необходимо использовать готовую карту, обозначить на ней все районы и озера. Посчитав, используя математический аппарат приложения, площадь каждого озера и расположив ее в порядке убывания, можем увидеть, какие из озер являются наибольшими, далее работая в свойствах стилей карты, можем привести работу к читаемому виду. Получим следующую картину(см. рис. 2):

Рис.2. Десять самых больших озер Республики Удмуртия и районы их местоположения

Данная работа может быть проделана учащимся самостоятельно на всех приводимых выше предметах в качестве отдельной работы или разобранной по частям как отдельный проект.

Литература:

  1. ГИС Панорама. [Электронный ресурс] URL: http://www.gisinfo.ru/price/price.htm (дата обращения 01.02.2017).

  2. Официальный сайт «QGIS». [Электронный ресурс] URL: http://www.qgis.org/ru/site/ (дата обращения 03.02.2017).

  3. Хабрахабр – форум программистов. [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/post/255309/ (дата обращения 03.02.2017)

  4. ГИС Ассоциация [Электронный ресурс] URL: http://www.gisa.ru/38343.html (дата обращения 03.02.2017) .

  5. Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/616352/ (дата обращения 03.02.2017).

Просмотров работы: 459