Особенно актуальным, для педагога, становится умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Безусловно, возникает проблема: как построить учебный процесс так, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте.
В организации урока, в соответствии с требованиями ФГОС, может помочь технологическая карта урока, под которой понимают инновационный инструмент реализации ФГОС, графически выражающий сценарий урока, и являющийся основой его проектирования [4]. Технологическая карта урока представляет собой таблицу, позволяющую структурировать урок по параметрам, выбранными учителем. Такими параметрами могут быть: приемы и методы организации учебной деятельности, этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и учащихся, результат (формируемые УУД).
В дидактическом контексте технологическая карта представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено поэтапное описание от цели до результата. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, технологичность, алгоритмичность при работе с информацией, а так же структурированность и обобщённость.
Унифицированной, устоявшейся, формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт нет, идёт процесс накопления опыта. Каждый учитель имеет возможность самостоятельно разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка, а помогала в работе.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования: личностных; предметных; метапредметных.
Следует отметить, что карта не заменяет конспекта урока. Главное назначение карты – отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.
Приведем пример технологической карты урока по информатике для седьмого класса (табл. 1.)
Таблица 1
Технологическая карта урока по информатике в 7 классе
Тема: Раздел программы: Обработка графической информации. Информатика.7 класс. Босова Л.Л. ФГОС. |
Тип: Усвоение новых знаний |
|||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
|
|
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; |
||||
Ресурсы урока: |
||||||
Для учителя: |
Для учащихся: |
|||||
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Формирование изображения на экране монитора». |
Компьютер, учебный материал. |
|||||
Ход урока: |
||||||
Организационный момент |
||||||
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
УУД |
||||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей |
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место |
Коммуникативные: слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
||||
|
||||||
Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса. Разбор на доске (в качестве закрепления материала) |
Отвечают на вопросы учителя Слушают других Анализируют |
Регулятивные: соотносить и сравнивать приобретенные умения с имевшимися ранее, оценивать собственную позицию Познавательные: умение делать выводы, умение схематизировать Коммуникативные: отвечать на вопросы, направленные на обсуждение темы, формулировать выводы на основе прочитанного |
||||
|
||||||
Учитель переходит от прошлой темы к новой (возможно задать вводный вопрос: «Какими способами можно получить изображение, выводимое на экран монитора?» |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
|
Коммуникативные: выражать свои мысли в устной форме Познавательные: умение сравнивать, умение делать выводы, умение анализировать Регулятивные: описывать прожитую ситуацию, ставить цель деятельности. |
||||
|
||||||
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Предлагает выполнить задания Задание №171 выполняется на доске, на оценку. |
Выполняют задание на доске и аналогичные в рабочей тетради. |
Коммуникативные: слушать, вникать в суть услышанного. Познавательные: умение анализировать, умение схематизировать. |
||||
Проводит Физ.минутку. Включает электронную физкультминутку для глаз. |
Выполняют физкультминутку для снятия утомления |
|||||
|
||||||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Рассматривается принцип построения векторной графики в рабочей тетради. Погружение в работу, разбор первого задания на доске. Предлагает выполнить задания к §3.2 в рабочей тетради на базовом уровне №157, 162 (оставшиеся 3 рисунка) , на повышенном уровне + №163 (1 рисунок). |
Погружаются в деятельность вместе с учителем, а затем выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради согласно выбранному ими уровню сложности. |
Познавательные: умение схематизировать. Регулятивные: осуществлять пошаговую организацию деятельности. Коммуникативные: выражать свои мысли в письменной форме. |
||||
|
||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Выполняется проверка работ учащимися, выставление оценок за работу по оговоренным критериям. Задает вопросы: -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Проверяют работу соседа по парте, обсуждают критерии оценки, принимают полученный балл за проделанную работу. Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные: определять результат деятельности Познавательные: умение делать выводы Коммуникативные: отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: |
||||||
Задает домашнее задание: |
||||||
|
||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||
Таким образом, технологическая карта позволяет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД);
спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Администрации школы технологическая карта помогает контролировать выполнение программы, достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить содержание, рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
Список литературы:
1. Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page% 20id=34 (дата обращения 09.01.2017)
3. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Метод-копилка [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 10.01.2017)