СОСТАВ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТАВ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Абрамова С.А. 1
1Юридический институт Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.

В сфере экономической деятельности государства в настоящее время нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, м. с. у. в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения 1.

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

Субъекты данных правоотношений — это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле — субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.

Итак, определение категории «бюджетные правоотношения» вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениям относятся три группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения;

3) отношения по поводу установления правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса:

система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля;

иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Установление правового статуса участников бюджетного процесса подразумевает закрепление полномочий, прав и обязанностей указанных органов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочия участников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия же участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления 2.

В отношении порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня .

В силу прямого указания, содержащегося в пункте 3 статьи 2 части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям как к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовых и административных отношениях), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Литература / использованные источники

1. Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. — 2014. — № 3. С.3.

2. Баранова С.В. Совершенствование налоговой системы в России. — М., 2015. — 128 с.

3. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. — М., 2013. — 98 с.

4. Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. — М.: Издательство: Эксмо, 2015. — 384 с.

1 Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. — 2014. — № 3. С.3.

2 Баранова С.В. Совершенствование налоговой системы в России. — М., 2015. — 128 с.

Просмотров работы: 565