СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ешина К.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление такого института как электронные деньги явилось одним из основных последствий финансовой глобализации и совершенствования финансово-банковских технологий. Необходимо признать, что российский платежный сектор в сфере применения информационных технологий существенно отстает от развитых зарубежных стран. Это обусловлено рядом причин: во-первых, несовершенством российского законодательства в области правового регулирования электронных денежных средств; во-вторых, достаточно высоким уровнем применения наличных денежных платежей и, как следствием, недостаточным спросом хозяйствующих субъектов на инновационные сервисы.

Основные положения правового регулирования института электронных денег нашли свое отражение в Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации и в правоприменительной практике остается нерешенным ряд проблем в области эффективного правого регулирования расчетов с использованием электронных денег.

Одной из ключевых проблем является процесс обеспечения высокой степени безопасности функционирования электронных денег, то есть проблема мошенничества с электронными деньгами, результатом которого является причинение материального ущерба потребителю электронных денег или их эмитента1, а также вскрытию конфиденциальной информации клиента2. Поэтому системы электронных денег являются средством для осуществления различных способов и схем, связанных с легализацией доходов, которые получены незаконным путем3. В связи с этим фактом, анонимность платежей приведет к тому, что у эмитентов появятся трудности в использовании традиционных способов выявления и предотвращения преступной деятельности4. Вопрос идентификации клиентов при совершении платежей при помощи электронных денег согласно законодательству РФ подлежит специальному регулированию и контролю. Есть вероятность, что системы электронных денег могут использоваться в области розничных платежей, преследуя две криминальные цели: 1)отмывания денег; 2)уклонения от уплаты налогов; 3)незаконной организации электронных азартных игр5. При этом преступники могут найти способы и методы применения электронных денег для анонимных переводов денежных средств, которые были получены незаконными способами. В ст. 10 ФЗ «О национальной платежной системе» были предприняты попытки обезопасить клиентов от мошенничества путем установления ряда ограничений 6. Например, если сумма одного платежа для физического лица превышает 15 000 руб., то нужно предъявить оператору паспорт. Также запрещены единовременные переводы на сумму, превышающую 100 000 руб.7. Индивидуальные предприниматели и юридические лица могут получить электронные деньги только с обязательным проведением процедуры идентификации.

Другой проблемой является тот факт, что электронные деньги не являются деньгами как таковыми, исходя из положений ст. 140 Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как расчеты с помощью электронных денег не являются безналичными расчетами, на данные правоотношения не распространяется законодательство о безналичных расчетах и банковской деятельности в целом 8. С данной точки зрения понятие электронных денег характеризуется определенной противоречивостью: с одной стороны они являются средством платежа, с другой стороны они представляют собой обязательство, которое подлежит реализации в неэлектронных деньгах9. По аналогии с иными видами денег, данное обстоятельство можно объяснить там фактом, что в свое время банкноты тоже рассматривались как обязательства, которые подлежали оплате металлическими деньгами (монетами), а безналичные деньги рассматривались как обязательства, подлежащие оплате как металлическими так и бумажными деньгами10.

На сегодняшний день отсутствие эффективного правового регулирования электронных денег приводит к отсутствию защищенности клиентов в сфере возможного востребования средств, которые размещены в платежной системе, получения какого-либо возмещения при сбоях программ, а также в области нарушения конфиденциальности предоставленных личных данных11.

В настоящее время на законодательном уровне не закреплена возможность открытия электронного кошелька, что сформировало существенные сложности при построении практических процедур взаимодействия с клиентом. Вопреки тому, что электронные денежные средства находятся у оператора в «транзитном положении», особого статуса данного положения не было введено, дабы избежать потенциальных коннотаций с банковским счетом12.

Еще одной проблемой в сфере правового регулирования электронных денег является оценка свойственных электронным платежным системам возможных рисков, негативные результаты которых недостаточно определены 13. Поэтому можно утверждать, что те риски, которые свойственны системам электронных денег, подпадают под общие положения, присущие традиционным розничным платежным механизмам, при которых расчеты реализуются при помощи чеков и платежных карт14. Необходимо на законодательном уровне регламентировать требования к органам надзора, которые предполагают в течение двух раз в год обеспечивать проведение расчетов, подтверждающих соблюдение требований к начальному капиталу и минимальным собственным средствам, а также требований по ограничению вложений. В организациях, которые осуществляют выпуск и расчеты с применением электронных денег, необходимо проводить обоснованные управленческие, административные и иные процессы и механизмы осуществления внутреннего контроля15. Поэтому организации обязаны должным образом реагировать на финансовые и нефинансовые риски, к числу которых относятся : процедурные, технические риски, и риски, которые связаны с сотрудничеством с иными организациями, исполняющими вспомогательные и дополнительные технические и операционные функции16.

На сегодняшний день электронные деньги все больше заменяют и вытесняют наличные деньги при расчетах17. Однако, искусственное ограничение суммы, сберегаемой на электронном кошельке, обуславливает неуверенность в безопасности применения данного платежного инструмента.

Бесспорно, что вопросы нового рынка «электронных денег» могут разрешаться долгим историческим путём либо благодаря значительным инфраструктурным проектам, инициируемых государствами18. Повышение уровня эффективности функционирования электронных платежных систем, является одним из основных условий экономического роста любого государства19. В связи с этим одним из ключевых направлений финансово-правовой политики государства должна быть направленность на решение вопросов эффективного правового регулирования расчетов с помощью электронных денег20.

1 Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. /А.В. Юрасов. –М.: Горячая линия-Телеком, 2008. – 480 с.

2 Обухова Т.Л., Чеперис А.В. Проблемы правового регулирования электронных денег в Российской Федерации и перспективы их решения.//Ученые записки Нижегородского института управления.- Нижний Новгород, -2015. -С. 216-231.

3 Шевчук М.В. Правовая природа электронных денежных средств // Юрист. -2012.- № 14.-С. 25-26.

4 Вологина Ж.Ю., Давлетшин Р.Ф. Правовой статус электронных денег в России.//Законность и правопорядок в современном обществе. -2013.- № 14.- С. 194-198.

5 Марцева Т.Г, Рзун И.Г. Правовое регулирование рынка электронных денег./Сборник: 21 век: фундаментальная наука и технологии материалы V международной научно-практической конференции. -2014. -С. 211-221.

6 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ"О национальной платежной системе"// "Российская газета",- № 139, -2011.-С.6.

7 Арзуманова Л. Л. Функции денег как категории финансового права // Бизнес в законе. -2012.- № 1.-С.14.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, Ст. 3301.

9 Коростелев М.А. Понятие электронных денег по законодательству России и отдельных зарубежных стран с развитым рынком финансовых услуг.//Право и экономика. -2013. -№ 9 (307). -С. 40-48.

10Мирзоян Р.Э. Финансово-правовое регулирование обращения электронных денег//Ученые записки. Сборник научных трудов и статей.- Москва, -2014. С. 45-48.

11 Марцева Т.Г, Рзун И.Г. Правовое регулирование рынка электронных денег./Сборник: 21 век: фундаментальная наука и технологии материалы V международной научно-практической конференции. -2014. -С. 211-221.

12 Ранчинский К.Л.. Эмиссия и обращение электронных денег : российский и зарубежный опыт финансово-правового регулирования : диссертация ... кандидата юридических наук .- Москва, -2012.- С. 21-23.

13 Щербаков Е.С., Чернышов В.Н. Конституционно-правовые основы регулирования отношений по обращению электронных денег//Вопросы современной науки и практики. -2014. -№ 49. -С. 128-131.

14 Строителева Е.В., Мигачев И.Б. Электронные деньги: виды, сущность и перспективы развития.//Дискуссия. -2014.- № 6 (47). -С. 54-60.

15 Парасоцкая Н.Н., Архипова М.А. Электронные деньги: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2014.- №14.-С.12-14.

16 Ранчинский К.Л.. Эмиссия и обращение электронных денег : российский и зарубежный опыт финансово-правового регулирования : диссертация ... кандидата юридических наук .- Москва, -2012.- С. 21-23.

17 Криворучко С. В., Лопатин В. А., Абрамова М. А., Шакер И. Е. Механизм оборота электронных денег: теория и практика : моногр. - М. : Русайнс, -2015. – С.116 .

18 Обухова Т.Л., Чеперис А.В. Проблемы правового регулирования электронных денег в Российской Федерации и перспективы их решения.//Ученые записки Нижегородского института управления.- Нижний Новгород, -2015. -С. 216-231.

19 Шевчук М.В. Правовая природа электронных денежных средств // Юрист.-2012.-№ 14.-С. 25-26.

20 Савенко Я.В., Федченко О.С. Рразвитие и регулирование рынка «электронных денег» в Российской Федерации//Юридический вестник ростовского государственного экономического университета. -2012. -№ 62. -С. 9-10.

Просмотров работы: 1267