ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России одной из основных проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодежи. Это вызвано рядом объективных причин: во-первых, на данный момент, молодые люди составляют более 45% всего трудоспособного населения, во-вторых, они выступают в качестве трудового потенциала, и от того, насколько хорошо подготовлена и обучена молодежь, будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны. В связи с этим в последние годы все больше и больше внимания уделяется не только подготовке молодых специалистов, но и их трудоустройству и занятости.

Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника по полученной специальности, и просто полученное рабочее место по окончании образовательного учреждения, независимо от того, соответствует ли оно квалификации.

Официальный же вариант понятия «трудоустройство» – это система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Существуют различные формы трудоустройства специалистов. Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд; б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3 - 4 раза при подыскании новой работы.

Понятие «трудоустройства» тесно связанно с понятием «занятости» молодых специалистов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же, но на самом деле это не так. Под занятостью стоит понимать участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и пожилыми людьми и т.д.

Полная и эффективная занятость молодых специалистов на рынке труда имеет огромное значение для дальнейшего развития страны и повышает её конкурентоспособность среди других государств.

Не смотря на взаимосвязь этих понятий необходимо учесть, что понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятости, а именно: трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией. Таким образом, трудоустройство – это процесс поиска работы молодыми специалистами, а занятость – это непосредственное участие молодежи в трудовой и общественной деятельности.

На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями и значительным опытом. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы - воспринимаются работодателями на «ура». Часто работодатель отдает предпочтение молодым, и в том числе несовершеннолетним, исключительно в целях экономии: выполняют работу наравне с взрослыми, а платить можно в два, а то и в три раза меньше.

Во-вторых, при трудоустройстве бывшие студенты, не имеющие опыта работы, сразу начинают искать работу с достаточно высокой заработной платой, что вполне объяснимо, но не оправданно.

В-третьих, выпускник профессионального образовательного учреждения, не нашедший подходящего места работы или понявший ещё в процессе обучения, что работа по специальности это не для него, пытается трудоустроиться не по специальности, что создает дополнительные трудности, как для работодателей, так и самому молодому специалисту. Данная тенденция, сложившаяся в последнее время, не выгодна всем участникам процесса и обучения, и трудоустройства. Для студента это потраченные зря годы обучения, для государства (если студент учился на бюджетной форме обучения) это лишние потраченные деньги, для работодателей – это дополнительно потраченное время и деньги на переквалификацию молодого специалиста. По оценкам Министерства образования, в 2011 году не смогли устроиться на работу около 12-ти процентов выпускников вузов. В основном это выпускники не престижных вузов или специалисты, которые уже давно на рынке труда существуют в избытке. К тому же молодые специалисты с момента кризиса стали менее востребованы на рынке труда. Кроме того, молодежь в России часто вынуждена искать рабочие места в сфере обслуживания из-за неоправданно низкой оплаты труда в области производства.

В категории молодежь можно выделить, по меньшей мере, 4 подгруппы (14-16-летние, 16-18-летние, 18-23-летние, старше 23 лет), каждая из которых имеет свои специфические черты, которые необходимо учитывать при трудоустройстве молодого человека в соответствии с российским законодательством. Для двух групп молодежи (18-23-летние и старше 23 лет) целесообразны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.

Основополагающим инструментом государственного регулирования занятости населения выступает нормативно-правовая база. Законодательство о занятости не только регулирует трудовые отношения и обеспечивает правовую защищенность работника, но и оказывает непосредственное влияние на эффективность функционирования рынка труда: динамику занятости и безработицы, перераспределение рабочей силы и рабочих мест, а также благосостояние отдельных социальных групп.

Существующее законодательство не предоставляет на сегодняшний день дополнительных гарантий в области трудоустройства и занятости населения для молодежи, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, – например, обязательное квотирование рабочих мест для данных категорий граждан.

Однако, для трудоустройства граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые, разрабатываются целевые программы содействия занятости в соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г. № 1032-1, Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007г. № 449.

Например, временное трудоустройство – стажировка на рабочем месте, одна из форм решения кадровой политики. Цель стажировки – повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда через закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков. ГУ Центр занятости населения г. Пятигорска предлагает работодателям заключать договора на прохождение стажировки и освоение профессии выпускниками учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Работодателями независимо от формы собственности стажировка организуется и проводится в рамках договора, заключенного со службой занятости. Работодатель заключает с трудоустраиваемыми выпускниками срочный трудовой договор.

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что в регионах России работу можно найти с помощью информационных порталов по содействию в трудоустройстве. В описании вакантной должности пользователь может найти подробную информацию о требованиях и условиях работодателя, связаться с ним напрямую или отправить на рассмотрение своё резюме. Множество граждан РФ могут найти своё место, воспользовавшись порталами по трудоустройству. Благодаря данной возможности поиска вакантных рабочих мест отношение молодежи к труду остается достойным, не возникает ощущение неполноценности, апатии из-за отсутствия эффективных мер регулирования в ведущих экономических отраслях.

Так же содействие занятости молодежи должно являться одной из ключевых задач государства, в частности органов службы занятости, обеспечивающих профилирование молодых людей на обоснованный выбор профессии или вид трудовой деятельности, получение профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.

Таким образом, снижение уровня безработицы в России является одной из важнейших задач государственной политики в области занятости.

Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Основные способы преодоления безработицы в России были рассмотрены с учетом текущей экономической ситуации в стране. Кроме того, приоритетную роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, основанные на комплексе мер по стимулированию экономической активности и использованию различных инструментов политики занятости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96. - №10-ФЗ.

2. Выговская И.Г., С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; Трудовое право России / под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014.

3. История профсоюзов России. Этапы, события, люди / Под ред. Н.Н. Гриценко, В.А Кадейкина, Е.В.Макухина. – М., 2014.

4. Кузнецов И. Органы отраслевые и межсоюзные / И.Кузнецов // Советские профсоюзы. – 1988. – №10.

5. История профсоюзного движения в России / Ежедневные новости- Подмосковье. – 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vesti.ru /files.html?id=7306&tid=31271.

Просмотров работы: 4346