ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Четвергова А.В. 1, Дубоносова Т.В. 1
1Южно-Уральский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях. Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики и конкуренции, принципиальной смены системы хозяйствования, изменяются устоявшиеся связи поставщиков и потребителей, материальные потоки претерпевают значительные изменения и по направлениям, и по насыщенности. В этих условиях возрастает значение транспортной инфраструктуры, эффективность функционирования которой во многом определяется совершенством регулирования отношений по перевозке грузов.

Объектом исследования настоящей работы являются правоотношения, возникающие при оказании услуг перевозки грузов. Предметом теоретические и практические вопросы правового регулирования соответствующих отношений.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы провести комплексный научный анализ нормативно-правового регулирования отношений, возникающих при перевозке в России.

Для достижения главной цели исследования требуется выполнение следующих основных задач:

– исследовать историю развития договора перевозки грузов;

– рассмотреть теоритические аспекты договора грузовых перевозок в Российской Федерации;

– проанализировать проблемы связанные со сроком исполнения договора перевозки грузов и материальной ответственности за просрочку доставки грузов;

– предложить собственные пути решения правовых пробелов, направленных на совершенствование действующего законодательства.

Методологическую основу исследованиясоставили общенаучные методы, а также частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, метод анализа, императивный метод, метод обобщения.

Научная новизна исследование состоит в том, что данная работа является сравнительно-правовым исследованием основных вопросов перевозки грузов в России. Благодаря изучению законодательных положений и научных подходов определены проблемы правового регулирования перевозки грузов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования законодательства в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, а также библиографического списка. В первой главе исследуются историко-теоритические аспекты развития договора грузовых перевозок, во второй главе проблемы связанные со сроком исполнения договора перевозки грузов и материальной ответственности за просрочку доставки грузов. В заключении делается обобщение, выявление пробелов и недостатков в законодательстве, а также выносятся предложения по решению существующих проблем.

ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

§1.1 Исторические аспекты развития договора грузовых перевозок

Императорское правительство в течение I в. н. э. организовало довольно эффективную систему снабжения города Рима: 12 хорошо вымощенных дорог использовались для сухопутных перевозок, специальные флотилии судов были выделены для подвоза из провинций, в Путеолах и Остии были построены прекрасно оборудованные гавани.

Перевозки грузов регулировались особыми рескриптами императоров, образцы которых дошли до нашего времени. В рамках городского права постепенно выделяется еще более универсальная система – торговое право, или «право купцов», которое с самого начала приобрело национальный характер. Значительное количество норм торгового права содержалось в статутах городского права XIII в. г. Любека, Брюгге, других германских городов – участников Ганзы. Широкий авторитет во всех странах Балтии приобрели законы Висби (около 1350 года) – порта на острове Готланд в Балтийском море, в которых регулировались вопросы морской перевозки и морской торговли.

Важным источником германского торгового права стали и международные договоры с другими городами, их союзами и даже иностранными монархами для предоставления режима «наибольшего благоприятствования» в торговле. Известен, например, подобный договор между г. Кельном и английским королем Генрихом II, в котором король обещал купцам Кельна аналогичное отношение1.

Строительством первой железной дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска2.

Указ императора Николая I Сенату об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска» был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).

В послереформенной России в период с 1861 по 1891 год резко возросло производство промышленной продукции. Скачкообразность темпов строительства железных дорог была естественным отражением развития экономики. В период частного строительства 1861—1875 год было построено 15 554 км, в 1876—1891 гг. — 10 259 км дорог. В 1866 году на 10 000 жителей приходилось 2,5 км рельсовых путей, через 20 лет — 3,8 км3.

В феврале 1891 года вышел Указ о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Сооружение её объявлялось «великим народным делом». Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую. Позднее появилась Китайско-Восточная железная дорога4.

В Советском Союзе придавалось большое значение развитию транспорта как одного из основных звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с многочисленными директивными документами партии и правительства выделялись значительные капиталовложения на расширение сети железных дорог, строительство новых шоссейных дорог, портов, пристаней, аэропортов, увеличение парка вагонов и иных средств передвижения, на разработку и производство современных морских и воздушных судов.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС (1961 год) и служившей базовым документом для перспективного планирования развития страны отмечалось, что «рост народного хозяйства потребует ускоренного развития всех видов транспорта5».

В юридической и экономической литературе того времени также постоянно подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства. Например, О.С. Иоффе писал: «В экономической жизни нашей страны транспорт занимает особое место. Во-первых, при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности. Во-вторых, благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает в качестве продолжения процесса производства в пределах процесса обращения. В-третьих, осуществляемые различными видами транспорта перевозки касаются не только грузов, но и пассажиров, а также их багажа, и именно в такой форме обслуживаются многообразные потребности в передвижении, возникающие у граждан. Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливает и предопределяет роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР»6.

Вместе с тем следует отметить, что как раз уровень правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа на протяжении всего советского периода развития гражданского права отличался явной неадекватностью степени общественного понимания роли и значения транспорта в жизни страны. Достаточно сказать, что в течение большей части советского периода нормы о договоре перевозки отсутствовали в кодифицированных актах гражданского законодательства. Например, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не включал каких-либо норм, направленных на регулирование договора перевозки 7.

Только в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 год (далее – Основы гражданского законодательства 1961 года) появилась отдельная глава, посвященная договору перевозки – гл. 9 «Перевозка». В связи с этим А.Л. Маковский, комментируя соответствующие положения Основ, подчеркивал значение кодификации норм о договоре перевозки: «Включение в Основы норм о перевозке грузов, пассажиров и багажа имеет важное значение. Во-первых, в союзном законе впервые закреплены не отдельные, а все важнейшие положения о перевозках. Тем самым создана предусмотренная Конституцией СССР (ст. 66) законодательная основа для получившего широкое распространение регулирования отношений по перевозкам актами Совета Министров СССР. Во-вторых, впервые в советском праве основополагающие нормы о перевозках помещены в акте, определяющем основы всего гражданского законодательства СССР и союзных республик. Вследствие этого как нормы о перевозках, содержащиеся в Основах, так и нормы о перевозках, издаваемые в их развитие подчинены общим началам советского гражданского, в частности, обязательственного права, закрепленным в Основах. В-третьих, в Основах впервые в советском праве созданы нормы о перевозке, единые для всех видов транспорта. Такая унификация позволила устранить многие необоснованные различия, существовавшие в правовом регулировании перевозок, осуществляемых разными видами транспорта»8.

По сложившейся в СССР традиции большинство транспортных уставов и кодексов разрабатывалось соответствующими министерствами и ведомствами и утверждалось правительством (за исключением Кодекса торгового мореплавания и Воздушного кодекса). Поэтому соответствующие правоотношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, регулировались в основном подзаконными актами правительства и ведомственными актами транспортных министерств (правила перевозок).

Уже после принятия Основ гражданского законодательства 1961 года и на их основе в СССР сложилась следующая система правового регулирования перевозок грузов различными видами транспорта. В Основах содержались лишь самые общие положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа. Указанные положения были воспроизведены в гражданских кодексах союзных республик, содержавших также более развернутые положения об автомобильных перевозках, регулирование которых входило в компетенцию союзных республик (в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года – ст. 373 – 385). Детальная же регламентация отношений по перевозкам осуществлялась транспортными уставами и кодексами, которые были «привязаны» к соответствующим видам транспорта. Так, отношения, связанные с перевозками железнодорожным транспортом, регламентировались Уставом железных дорог Союза ССР (УЖД), утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06 апреля 1964 года № 270 (с последующими изменениями)9; перевозки по внутренним водным путям регулировались Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ), утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года (УВВТ)10; морские перевозки – Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР), принятым в 1968 года 11; воздушные перевозки – Воздушным кодексом Союза ССР (ВК СССР), принятым в 1961 года, а затем новым ВК, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 года12; наконец, автомобильные перевозки регулировались соответствующими уставами союзных республик – в РСФСР, например, Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ) был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 января 1969 года № 1213.

Кроме того, важное значение в деле правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа имели нормативные акты, издаваемые транспортными министерствами, и прежде всего это – правила перевозок соответствующими видами транспорта. Например, можно назвать издававшиеся Министерством путей сообщения СССР Правила перевозок грузов14; Министерством морского флота СССР – Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа15; Министерством гражданской авиации СССР – Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР16; Министерством автомобильного транспорта РСФСР – Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом17; Министерством речного флота РСФСР – Правила перевозок18.

Развитие законодательства договора перевозок грузов не стоит на месте и на сегодняшний момент. Благодаря данным нормативно - правовым актам грузоперевозки позволяют устанавливать и укреплять экономические связи между городами и странами. Они важны не только для крупных компаний, но и для обычных людей. По сравнению с Уставами и Кодексами тех времен, нынешнее законодательство шагнуло далеко вперед.

Обзор российского законодательства о договоре перевозки грузов позволяет условно выделить 3 этапа становления правовой базы: дореволюционный (до 1917), советский (до 1995) и современный (после 1995 года до настоящего времени). Первый этап характеризуется тенденциями развития перевозок грузов посредством строительства, а в дальнейшем использования железной дороги. А также отсутствие специального законодательства, регулирующее о договоре перевозки грузов. Второй этап характеризуется развитием законодательства, важной ролью и значением транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства. Гражданский кодекс не включал в себя норм, полностью регулирующих договор перевозки. Только в 1961 году в Основах гражданского законодательства появилась отдельная глава, регулирующая положения о перевозки. Значительно обновилась правовая база, регулирующая обязательства по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Современный этап знаменуется принятием и вступлением в юридическую силу следующих важнейших Федеральных законов: «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта РФ», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Кроме того, во исполнение ст. 3 Устава железнодорожного транспорта РФ в июне 2003 года Министерством путей сообщения РФ был утвержден целый пакет Правил перевозок.

В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью. Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

§1.2 Теоритические аспекты договора грузовых перевозок в Российской Федерации

Договор перевозки грузов в Российской Федерации, является единственным правовым основанием для передвижения грузов, пассажиров и багажа. Все виды перевозок осуществляются с помощью данного договора. Следует отметить, что в законодательстве существует два понятия «транспортировка грузов» и «перевозка грузов». Может создаться впечатление, что эти понятия одинаковы, так как они выполняют одну функцию, но это не так. Как точно отметил Г.А. Елдашев: «Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку» 19. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные понятия не тождественны.

Точное определение дал В.А Егиазаров, он утверждает, что перевозкой грузов считается перемещение, которое реализовывается в соответствии с положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), с обязательным заключением договора, с соблюдением всех правил. А при транспортировке грузок соблюдение данных положений не принципиально20.

Определение договора перевозки грузов определено в ст. 785 ГК РФ. Согласно данной статье под договором перевозки понимается соглашение в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Из определения видно, что данный договор по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным в силу того, что перевозчик за перевозку получает плату в виде денежной суммы, и взаимным оттого обязуется доставить данный груз, а также имеет право на плату за оказанные услуги. Грузоотправитель в свою очередь обязуется уплатить сумму предусмотренную договором и в свою очередь имеет право на перевозку вверяемого груза.

Договор также является срочным, поскольку сторонами может быть определен срок перевозки груза в нормативном порядке или по соглашению. Перевозчик обязываться доставить доверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза ( ст. 109 ВК РФ ) 21.

Перевозка – вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Перевозка грузов, пассажиров и багажа исполняется на основании договора перевозки.

Но процесс передвижения груза не иссякает отношениями, начинающимися из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче перевозящего состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также имеют отношение к перевозке. Перевозочными появляются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.

Группировка перевозок учеными-правоведами во многом воспроизводит деление транспорта на пассажирский и грузовой, наземный, водный и воздушный.

Соответственно выделяют следующие виды перевозок:

  • железнодорожные;

  • автомобильные;

  • воздушные;

  • морские;

  • внутренневодные22.

К вопросу о том, каким договор является реальным или консенсуальным в свою очередь в науке царит концепция, по которой договор грузовой перевозки является реальным, кроме договора морской перевозки – чартера23. Строй ученых-специалистов боролись за концепцию, согласно которой к ряду консенсуальных договоров перевозки можно отнести, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки24.

Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 ГК РФ, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ РФ, ст. 105 ВК РФ.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи, с чем грузополуча­тель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности25.

Таким образом, развитие института договора перевозки грузов берет свое начала еще с древних время. Именно грузоперевозки происходили для обмена товарами между соседними поселениями, а позднее – для установления торговых отношений между государствами.

Также нужно отметить, что договор перевозки грузов является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом. Согласно правилу абз. 2 п. 2 ст. 284 ГК РФ условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также отношения сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

§2.1 Проблемы правового регулирования сроков исполнения договора перевозки грузов

Перевозку (транспортировку) грузов опосредствует договор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Этот договор является реальным, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).

В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – в накладной; на морском транспорте – в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю накладной или иного перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов26.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД РФ, ст. 109 ВК РФ). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК РФ).

Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям и т.п. Ускорение доставки грузов дает возможность сократить время обращения и тем самым ускорить оборот материальных ценностей в экономике страны.

Продолжительность перевозки (транспортное время) – это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени – категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре перевозки.

Транспортное законодательство до недавнего времени не включало условие о сроках перевозки в определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в новом ГК РФ (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в установленные сроки предусматривается в ст. 792 ГК РФ, отсылающей к транспортным уставам и кодексам27.

Очевидно, что доставка груза – основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий.

Срок доставки груза так же оговаривается в рамках договора, или определяется согласно правилам воздушных перевозок, а именно – расписанием движения. Перевозчик так же обязан предоставлять отправителю груза следующую информацию – время отправки груза в место назначения – аэропорт, время его прибытия в пункт назначения, если же срок, предусмотренный на доставку груза, истек, то перевозчик должен информировать отправителя о причине задержки и о месте, в котором находится груз28. Перевозчик обязан поставить в известность отправителя груза, если получатель не явился в оговоренный договором срок для получения груза, если он отказался от его получения. Во время непредусмотренного хранения груз отправляется на склад перевозчика (склад аэропорта), и его дальнейшее хранение предусматривается за счет отправителя груза. Груз невостребованный подлежит реализации. Перевозчик груза несет ответственность за срок перевозки, и в случае задержки доставки груза, обязан уплатить штраф (не более 75% стоимости перевозки)29.

Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью, а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. Данные положения были подтверждены Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2015 года 302–ЭС15–1416130.

При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. С учетом различных обстоятельств, действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.

Срок, является обязательным и существенным условием перевозки для всех видов транспорта. Транспортным законодательством устанавливается ответственность за не соблюдение сроков доставки грузов.

Исходя, из выше сказанного следует целесообразным внести изменения в п. 1 ст. 785 ГК РФ путем изложения содержания данной статьи в следующей редакции: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в установленный договором или законом срок, в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Введение данных изменений в ст. 785 ГК РФ с указанием на срок считается целесообразным и позволит устранить противоречия указанных в ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ РФ, так как толкование должно быть единообразным.

§2.2 Проблемы правового регулирование материальной ответственности за просрочку доставки грузов

Законодательно установлено, что договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420 ГК РФ), являющийся разновидностью сделки. Договор побуждает возникновение у сторон субъективных прав и обязанностей, имеющих встречную направленность.

Гарантией реализации договора перевозки грузов, является надлежащее исполнение его сторонами. В случае если обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Одним из видов гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении является ответственность за нарушение срока доставки груза.

Согласно ст. 792 ГК РФ «Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок». Срок доставки груза, пассажира или багажа не является существенным условием договора перевозки, но из отношений по перевозке вытекает общая обязанность перевозчика по своевременной доставке груза, пассажира или багажа в пункт назначения.

В ст. 97 Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) установлено, что за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

Сравнивая положения, предусмотренные в российском законодательстве и в зарубежном, а именно в Германии. В немецком праве прямо предусмотрено, что нарушение срока доставки груза является основанием для взыскания с перевозчика издержек или упущенной выгоды. В УЖТ РФ не содержится подобного указания, так как нарушение срока доставки влечет уплату пени, размер которой установлен законом (ст. 97 УЖТ РФ). Данное ограничение не позволяет сторонам взыскивать убытки, которые они понесли в связи с нарушением перевозчиком существенного условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Различия в нормах об ответственности грузополучателя по российскому и немецкому праву обусловлены разными подходами к решению вопроса о вступлении грузополучателя в перевозочные правоотношения. В российском праве грузополучатель является лицом, обязанным принять груз в силу закона (абз. 1 ст. 36 УЖТ РФ), и надлежащим субъектом привлечения к ответственности за просрочку, в то время как в Германии (ст. 421 ГТУ) он наделяется лишь правом выразить свое волеизъявление на принятие груза, которое впоследствии при его согласии может повлечь обязанность по уплате причитающихся перевозчику платежей, в том числе за простой вагонов31.

Характерной особенностью ответственности перевозчика за просрочку доставки груза в прямом смешанном сообщении является ее ограниченный характер. Так, за просрочку доставки груза ответственность установлена в форме исключительной неустойки – штрафа (ст. 120 ВК РФ, п. 11 ст. 34 УАТГНЭТ)32 или пени (ст. 97 УЖТ РФ, п. 1 ст. 116 КВВТ РФ)33. Однако Т. Е. Абова считает, что «установленная за просрочку доставки груза неустойка не является исключительной, так как она не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ34». Позиция Т.Е. Абовой справедливо критиковалась В.В. Витрянским, который отметил, что «нельзя смешивать два различных нарушения условий договора перевозки груза: несоблюдение срока доставки и необеспечение его сохранности»35.

Таким образом, и за просрочку доставки груза перевозчиком установлена ограниченная ответственность – исключительная неустойка. Однако и она в отдельных случаях может быть уменьшена судом в силу нормы ст. 333 ГК РФ. Так, п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона». В УЖТ РФ предусмотрено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер36.

Ответственность перевозчика перед грузоотправителем наступает только за нарушение общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении и установлена в ст. 75 УЖТ РФ и п. 1 ст. 109 КВВТ РФ. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их видами транспорта, участвующими в перевозке (ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ РФ). Если просрочка в доставке груза произошла во время его перевозки одним из видов транспорта, но компенсирована досрочной доставкой груза другими последующими видами транспорта, ответственность за просрочку не наступает. То есть ответственность за просрочку доставки груза на участке одного перевозчика, если в целом срок доставки не нарушен, транспортным законодательством не установлена37. Для обеспечения прав грузовладельца на полное возмещение причиненного вреда необходимо нормы транспортных уставов и кодексов в части установления мер ответственности за просрочку доставки груза (ст. 97 УЖТ, п. 1 ст. 116 КВВТ РФ, ст. 120 ВК РФ, пп. 11 ст. 34 УАТГНЭТ) дополнить обязанностью возмещения перевозчиком убытков, связанных с просрочкой доставки груза в части, не покрытой неустойкой.

В юридической литературе не без оснований предлагается следующее объяснение. Все дело в ограничении уплаты неустойки фиксируемой (твердой) суммой. С начала нарушения срока доставки груза возникают основания для применения пени, поскольку транспортные законы возлагают на перевозчика уплату грузополучателю определенного процента от суммы провозной платы за конкретный временной период (день, час). Такая санкция является не чем иным, как пеней. Но когда общая сумма достигает установленного транспортными законами предела, она не может увеличиваться, несмотря на продолжающуюся просрочку. В соответствии с КВВТ РФ и ВК РФ она не должна превышать половины провозной платы, а по УЖТ РФ, КТМ РФ и УАТГНЭТ – размера платы за перевозку. Следовательно, с момента достижения указанного предела сумма взыскания становится фиксированной и взыскивается она однократно, то есть эта санкция становится штрафом38.

Исходя, из выше сказанного были выявлены следующие правовые пробелы законодательства. Установленный размер пени за просрочку доставки перевозимого груза, считается недостаточным (заниженной) и не отвечающей требованиям времени.

Предлагается изложить статью в следующей редакции: «За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении – перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) реальный ущерб за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в необходимости осуществления грузоперевозок, различными видами транспортом никто не сомневается, поскольку огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов.

Правовое регулирование данного договора осуществляется ГК РФ, УЖТ РФ, КВВТ РФ, КТМ РФ, ВК РФ и другими нормативными актами. В ходе изучения договора перевозки грузов были выявлены пробелы в законодательстве. Предлагается внести предложения по совершенствованию законодательства.

  1. Предложение об уточнении сроков по договору перевозки груза

Законодательно установлено

В п. 1 ст. 785 ГК РФ закреплено, что «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Недостатки

Срок, является обязательным и существенным условием перевозки для всех видов транспорта. Транспортным законодательством устанавливается ответственность за не соблюдение сроков доставки грузов.

Предложение

Дополнить п. 1 ст. 785 ГК РФ после слов «вверенный ему отправителем груз», текстом следующего содержания «в установленный договором или законом срок».

Обоснование

Введение данных изменений в ст. 785 ГК РФ с указанием на срок считается целесообразным и позволит устранить противоречия указанных в ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ РФ, так как толкование должно быть единообразным.

  1. Предложение об изменении размера материальной ответственности за просрочку доставки грузов

Законодательно установлено

В ч. 1 ст. 97 УЖТ РФ, что «За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении – перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств».

Недостатки

Установленный размер пени за просрочку доставки перевозимого груза, считается недостаточным (заниженной) и не отвечающей требованиям времени.

Предложение

Внести изменения в ч. 1 ст. 97 УЖТ РФ после слов «За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик», текстом следующего содержания «возмещает реальный ущерб».

Обоснование

Введение данного изменения в статью поможет перевозчикам более четко осознавать ответственность за нарушение сроков доставки перевозимых товаров, а также позволит защитить законные права и интересы грузоотправителя.

Таким образом, нельзя не признать, что в действующем законодательстве, связанным с грузовыми перевозками существуют правовые пробелы и недостатки, которые необходимо устранить для дальнейшего развития данного института.

БИЛИОГРАФИЧЕСИЙ СПИСОК

Законодательные и иные нормативные акты

1. Гражданский кодекс РСФСР: Официальный текст с изменениями на 01 июля 1950 года. – URL:http:// lawlibrary. ru/ izdanie16778.html (дата обращения: 26.04.2016).

2.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.

3. Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. – 2007. – № 4521.

4. Постановление Совета Министров СССР от 21 августа 1964 года №5. – URL: http://www.bestp rav o.ru /sssr /gn- instru kcii/y0 a.htm (дата обращения: 26.04.2016).

5. Постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 года № 2–3. – URL: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_6523/ (дата обращения: 26.04.2016).

6. Ведомости Верховного Совета СССР от 17 июня1983 года № 20. – URL: http://fina nsov ye sovety.r u/staty a136 -vozdu shniy-kodeks- rf/ (дата обращения: 26.04.2016).

7. Ведомости Верховного Совета СССР от 27 июля 1968года № 39. – URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_22916/ 4a25 f0c 2183a161a9911953a3890286b7972b4c8/ (дата обращения: 26.04.2016).

8. Устав внутреннего водного транспорта СССР и Правила перевозки. – URL: http:// www .pravo.v u zlib.su/book_z 1701_pa ge_13.html (дата обращения: 26.04.2016).

9. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. – URL: http:// www.consultant.ru/document /cons_doc_ LAW_14117 / (дата обращения: 26.04.2016).

10. Правила перевозок грузов. – URL: http://fan-5.ru /clear/list-1701-str-13 .php (дата обращения: 26.04.2016).

11. Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота СССР. – URL: http://fan-5.ru/pass/pass-39303.php (дата обращения: 26.04.2016).

12. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР. – URL: http://studopedia.org/6-87910.html (дата обращения: 26.04.2016).

Судебная практика

13. Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2016 года по делу № А40-195991/15-31-1636. – URL: http://s udac t.ru/ arb itr al/doc/VOY SaCV dSDgu/ (дата обращения: 03.05.2016).

14. Определение Верховного Суда РФ от 02 ноября 2015 года № 302–ЭС15–14161 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. – URL: http://ww w.garant.ru/pro ducts /ipo/pr im e/doc/12 046185/ (дата обращения: 05.05.2016).

15. Решение Оренбургского районного суда года Оренбурга от 27 января 2016 года по делу № 11-7/2016. – URL: https:/ / rospravosudie.com /court-ore nbur gsk ij-rajonnyj- sud-orenburgskaya-o blast- /act-503281021 / (дата обращения: 06.05.2016).

16. Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2013 года по делу №А40-144185/12. – URL: http://golvi.ru/ (дата обращения: 08.05.16).

Учебники и учебные пособия

17.Аллахвердов М.А. Советское внутренневодное право в борьбе за сохранность перевозимых грузов / М.А. Аллахвердов. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1956. – 80 с. – URL: http:// lawlibrar y .ru/ izda ni e6252.html. (дата обращения: 26.04.2016).

18. Безик К.С. Договорное право. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 183 с.

19. Гречуха В.Н. Договоры перевозки. Виды ответственности при перевозках грузов и пассажиров. – М.: СГА, 2008. – 608 с.

20. Елдашев Г.А. Транспортное право. Указ соч. – М., 2007. – 546 с.

21.Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. – М., 2011. – 608 с.

22. Ивакин В.И. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций. – М., 2016. – 223 с.

23. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Курс лекций. – URL: http:// civil. Consultant .ru/ elib/books/3/page_76.html (дата обращения: 27.04.16).

24. Иоффе О.С. Обязательственное право. – М., 1975. – 880 с. – URL: http:// www.pravo.vuzlib.su/book_ z1701 _page_13.html. (дата обращения: 26.04.2016).

25. История строительства первой железной дороги в России. – URL: http://ria.ru/spravka20121111/910190392 .html (дата обращения: 03.05.2016).

26. Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. – Л.: Транспорт. – 1978. – 387 с. –URL: http:// cyberleninka. Ru /article /n/a ktual nye-voprosy-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-perevozchika-za-nesohrannost-gruza-i-prosrochku-ego-dost av ki-pri-perevozke-v. (дата обращения: 07.05. 2016).

27. Савичев Г.П. Гражданское право. В 2-х томах. Учебник. – М., 2008. – 720 с.

28. Садиков О.Н. Гражданское право России. Курс лекций. – М., 2009. – 704 с.

29. Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник: Т. 2. – М., 2011. – 801 с.

30. Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962. – 419 с. – URL: http://uristinfo.net/dogovornoe-pravo/96-dogovornoe-pravo-dogovory-o-perevozke-kn4/2355-glava-ii-dogovor-perevozki-po-sovetskomu-grazh d anskomu-pravu-1-razvitie-dogovora-perevozki-v-sssr.html (дата обращения: 26.04.2016).

31. Проскуряков Л.Д. История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836 – 1917 (книга, часть 4). – 1994. – 336 – с.

32. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Правда, 1961. – 364 с. – URL: http:// www. pravo. vuzlib. su/book _z1701_ page_ 13. html (дата обращения: 26. 04.2016).

33. Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. – М., 2003. – 604 с.

Статьи и научные публикации

34. Витрянский В.В. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц. // Закон. – 2001. – № 12. – С. 3 – 13.

35. Танкилевич А.Г. Правовое регулирование железнодорожных перевозок грузов // Закон. – 1994. – № 5. – С 8 – 12.

1 Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. М., 2003. С. 55.

2 История строительства первой железной дороги в России. URL: http://ria.ru/spravka20121111/910190392 .html (дата обращения: 03.05.2016).

3 Проскуряков Л.Д. История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836 – 1917 (книга, часть 4). 1994. С. 81.

4 Проскуряков Л.Д. Указ. соч. С. 84

5 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Правда, 1961. С. 71–72. URL: http:// www.pravo.vuzlib.su/book_z1701_page_13.html (дата обращения: 26. 04.2016).

6 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 553 – 554. URL: http:// www.pravo.vuzlib.su/book_ z1701 _page_13.html (дата обращения: 26.04.2016).

7 Гражданский кодекс РСФСР: Официальный текст с изменениями на 01 июля 1950 года. М.: Госюриздат, 1950. URL:http://lawlibrary.ru/izdanie16778.html (дата обращения: 26.04.2016).

8 Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик / Под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. М., 1962. С. 280. URL: http://uristinfo.net/dogovornoe-pravo/96-dogovornoe-pravo-dogovory-o-perevozke-kn4/2355-glava-ii-dogovor-perevozki-po-sovetskomu-grazh d anskomu-pravu-1-razvitie-dogovora-perevozki-v-sssr.html (дата обращения: 26.04.2016).

9 Постановление Совета Министров СССР. 1964. № 5. Ст. 36. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-instrukcii/y0a.htm (дата обращения: 26.04.2016).

10 Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964. URL: http:// lawlibrar y .ru/ izda ni e6252.html (дата обращения: 26.04.2016).

11 Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 39. Ст. 351. URL: https://www. consultant.ru /document/c ons _doc_LAW_22916/4a25f0c2183a161a9911953a3890286b7972b4c8/ (дата обращения: 26.04.2016).

12 Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 20. Ст. 303. URL: http://finansovyesovety.ru/statya136-vozdushni y -kodeks-rf/ (дата обращения: 26.04.2016).

13 Постановления Совета Министров РСФСР. 1969. № 2 – 3. Ст. 8. URL: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_6523/ (дата обращения: 26.04.2016).

14 Правила перевозок грузов. М.: Транспорт, 1967. URL: http://fan-5.ru /clear/list-1701-str-13 .php (дата обращения: 26.04.2016).

15 Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота СССР. М.: Морской транспорт, 1963. URL: http://fan-5.ru/pass/pass-39303.php (дата обращения: 26.04.2016).

16 Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР. М.: Транспорт, 1968. URL: http://studopedia.org/6-87910.html. (дата обращения: 26.04.2016).

17 Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. М.: Транспорт, 1971. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14117/ (дата обращения: 26.04.2016).

18 Устав внутреннего водного транспорта СССР и Правила перевозки. М.: Транспорт, 1970. URL: http:// www.pravo.vuzlib.su/book_z1701_page_13.html (дата обоащения: 26.04.2016).

19 Елдашов Г.А. Транспортное право. Указ соч. М., 2007. С. 13 – 14.

20 Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. М., 2011. С. 53.

21Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.

22 Садиков О.Н. Гражданское право России. Курс лекций. М., 2009. С. 472.

23 Савичев Г.П. Гражданское право. В 2-х томах. Учебник. М., 2008. С. 272.

24 Иоффе О.С. Советское гражданское право. Курс лекций. М., 1966. С. 48. URL: http:// civil. Consultant .ru/ elib/books/3/page_76.html (дата обращения: 26.04.16).

25 Иванкин В.Н. Гражданское право. Особенная часть. М., 2016. С. 61.

26 Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник: Т. 2. М., 2011. С. 677 – 678.

27 Суханов Е.А. Указ. соч. С. 287.

28 Ивакин В.И. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций. М., 2015. С. 155 – 156.

29 Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2016 года по делу № А40-195991/15-31-1636. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/VOYSaCVdSDgu/ (дата обращения: 03.05.2016).

30 Определение Верховного Суда РФ от 02 ноября 2015 года № 302–ЭС15–14161 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12046185/ (дата обращения: 05.05.2016).

31 Безик К.С. Договорное право. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С. 139.

32 Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. 2007. № 4521.

33 Решение Оренбургского районного суда года Оренбурга от 27 января 2016 года по делу № 11-7/2016. URL: https:/rospravosudie.com/court-orenburgskij-rajo nnyj- sud-ore nb urgs ka ya- obl ast-s/act-503281021 / (дата обращения: 06.05.2016).

34 Смирнов В.Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. Л, 1978. С. 221. URL: http:// cyberleninka. Ru /article /n/a ktual nye-voprosy-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-perevozchika-za-nesohrannost-gruza-i-prosrochku-ego-dost av ki-pri-perevozke-v (дата обращения: 07.05. 2016).

35 Витрянский В.В. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц. // Закон. 2001. № 12. С. 3 – 13.

36 Танкилевич А.Г. Правовое регулирование железнодорожных перевозок грузов // Закон. 1994. № 5. С. 8 – 12.

37 Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2013 года по делу №А40-144185/12. URL: http://golvi.ru/. (дата обращения: 08.05.16).

38 Гречуха В.Н. Договоры перевозки. Виды ответственности при перевозках грузов и пассажиров. М.: СГА, 2008. С. 42.

Просмотров работы: 3010