НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших задач любого государства является увеличение собираемости налогов. Задача же предприятий состоит в обратном - заплатить как можно меньше налогов, максимально снизив уровень налоговой нагрузки.

Целью налогоплательщиков в современных условиях относительно вопросов уплаты налогов и сборов является их оптимизация в рамках действующего законодательства. В связи с этим на сегодняшний день получили широкое распространение такие понятия, как налоговое планирование на предприятии, бюджетирование бизнес-процессов[4].

Для сохранения финансовой стабильности предприятия и сохранения направлений его деятельности нельзя подходить к вопросу оптимизации налогообложения по отдельным налогам и сборам. Поскольку оптимизация должна носить системный характер, так как, стремясь снизить платежи по одному налогу, можно придти к увеличению платежей по другим налогам. В этом смысле нельзя рассматривать группу региональных и местных налогов и сборов в отрыве от федеральных налогов и неналоговых платежей. Необходим системный подход к решению задачи оптимизации налогообложения на предприятии, связывающий все элементы налогов, уплачиваемых предприятием, с установленными учетной политикой нормами и правилами ведения учета, в соответствии с действующими законами и правовыми актам.

Для оценки уровня налоговой нагрузки и эффективности налоговой нагрузки на предприятии, используется общий коэффициент налоговой нагрузки. Он рассчитывается следующим образом:

ОК нг = Сн / В х 100%, где

Сн - сумма налогов, исчисленных за отчетный период;

В- выручка с НДС за отчетный период.

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 35%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Однако фирме все равно надо регулярно проводить анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски[6].

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 35 до 50%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно и необходимо привлечь налогового специалиста, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения.

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 50 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов.

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать[7].

Таким образом, продуманная система налогового планирования на предприятии не просто позволяет оптимизирует налоговые платежи, но и повышает объем оборотных средств предприятия и как результат увеличивает реальные возможности для дальнейшего развития бизнеса.

Иногда к смене налогового режима подходят, желая легально оптимизировать свою налоговую нагрузку Специальные налоговые режимы очень выгодны для целей налогового планирования, ведь они законно позволяют сократить отчисления в бюджет, обеспечить снижение налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения и существенно сократить издержки, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, что, в конечном итоге, позволяет получить конкурентное преимущество на рынке.

К специальным налоговым режимам относят: УСНО; ЕНВД; ЕСХН; патентная система налогообложения. Так, применение этих систем предусматривает замену единым налогом таких налогов, как: налог на прибыль и НДС. Кроме того, предприятия, выбравшие специальные налоговые режимы, налоговый учет ведут в упрощенном порядке: налогоплательщик в течение налогового периода отражает показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре - книге учета доходов и расходов. В органы статистики малые предприятия предоставляют гораздо меньше форм отчетности.

Предусмотрены дополнительные льготы для малых предприятии. Так, например, федеральная недвижимость, включенная в специальный перечень, предоставляется малому бизнесу на льготных условиях: не менее чем на 5 лет с особым порядком внесения арендной платы, предусматривающей ее постепенное повышение и только начиная с 4-го года малое предприятие начинает платить полную арендную плату.

Также для малых предприятий сокращены сроки проведения плановых проверок. А еще предприятия, относящиеся к малым, могут сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме и без приложений, закрепив конечно принятое решение в учетной политике. А упрощенный бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах для малых предприятий содержать гораздо меньше показателей[3].

Таким образом, уже на стадии регистрации компании в целях сокращения налоговых отчислений и сокращения налоговых рисков необходимо изучить особенности всех систем налогообложения, предусмотренных НК РФ[1] и провести анализ последних изменений в законодательстве и выбрать именно ту систему, которая будет лучше всего подходить. Например, в рамках УСНО есть возможность выбрать, как платить налог: с величины доходов по ставке 6% или с разницы между доходами и расходами по ставке от 5 до 15%.

Есть еще положительные моменты при ведении учета на УСНО. Так налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Кроме того организаций, выбравшие объект «доходы» могут уменьшить сумму исчисленного налога, но не более, чем на 50% на сумму страховых взносов, уплаченных за этот же период времени (в том числе и за себя), на сумму пособий по временной нетрудоспособности за первые три дня, на выплаты по договорам добровольного личного страхования.

Однако, данный налоговый режим имеет ряд ограничений по следующим критериям: объем выручки за год не должен превышать с 2017 года 150 млн.руб (без НДС); доля государственных и муниципальных образований в уставном капитале должна быть не более 25%; доля иностранного капитала в уставном капитале не должна превышать 49%; среднесписочная численность работающих не более 200 человек для промышленных предприятий.

Поэтому многие компании при достаточно больших оборотах, предпочитая оставаться на УСНО, дробят свой бизнес: реорганизовываются путем разделения или выделения, создают новые организации или регистрируют ИП. При этом важно, чтобы в каждой из образованных компании к лимиту по выручке не приближаться ближе, чем на 5%.

Разумно ввести в бизнес сразу необходимое количество юридических лиц, формально независимых с точки зрения любого законодательства, с минимальным количеством признаков даже косвенной аффилированности[2]. Обычно это не более 10 организаций. При использовании этого способа надо учитывать следующие моменты: новая компания не ведет финансово-хозяйственной деятельности, а через нее проходит лишняя выручка; общие сотрудники; схожие названия; большая часть сотрудников совместители; один юридический и фактический адрес, один вид деятельности, общий сайт; расчетные счета — в одном банке; помещение и техника используется компаниями совместно; собственные трудовые ресурсы у новой фирмы отсутствуют.

Если воспользоваться специальным налоговым режимом не удается, то тогда можно попробовать оптимизировать отдельные налоги. Самым значимым налогом является НДС. Одним из способов законного сокращения отчислений по НДС является использование права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Освобождение можно получить, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Существенно снизить платежи по налогу на прибыль позволяет использование льгот, предусмотренных НК РФ. Так для сокращения налоговой нагрузки по налогу на прибыль предприятия с выручкой не более 1 млн. руб. за каждый квартал могут использовать кассовый метод

При кассовом методе доходы учитываются, только если они фактически получены. Если организация применяет кассовый метод, то ее расходы также признаются после их фактической оплаты.

Кроме того, существенно сэкономить на налоге на прибыль возможно, если, начиная свое дело, вместо создания нового юридического купить уже существующее, с накопленными налоговыми убытками и в течение первых нескольких лет, ведя достаточно успешный бизнес, не платить налог на прибыль.

Самым законным и бесспорным способом снижения налоговой нагрузки по НДФЛ являются вычеты, предусмотренные НК РФ. Так, физические лица, получающие доходы по ставке 13%, имеют право на следующие налоговые вычеты: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные[5[.

Таким образом, без грамотного налогового планирования оптимизация налоговой нагрузки на малом перерабатывающем предприятии не возможна. Ведь отсутствие внимания к регулярному и обдуманному планированию налогов может привести к негативным последствиям для хозяйственной деятельности предприятия: уменьшение величины оборотных средств, потеря финансовой устойчивости, сокращения возможностей для дальнейшего развития и процветания предприятия. А вот грамотное и серьезное отношение к налогам позволит успешно развиваться бизнесу в условиях постоянного ужесточения требований налоговых органов и изменениях налогового законодательства. При этом налоговое планирование должно разрабатываться уже на этапе организации предприятия с учетом особенностей будущей коммерческой деятельности и сферы бизнеса[8].

Список использованных источников

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с

изменениями и дополнениями на 24.02.2015.). Офиц. текст – М.: Эксмо, 2016 г.

2.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части I и II. (с

последующими изменениями и дополнениями). М.: Юридическая литература, 2015г.

3. Федеральный Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование // Издательство Юрайт, 2013 г.

5. Горячев М. Налоги и налоговые вычеты в современной России, М.: Феникс, 2013 г., 256 с.

6. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум. Учебное пособие – М.: Проспект, 2013 г. 520 с.

7. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы, 2013. – № 9. – С. 30–32.

8. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 2013. – № 5. – С. 29–31.

Просмотров работы: 649