ТЕХНОЛОГИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Пониматкина Н.И., Петрушкина А.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практически все методы обучения предполагают совместную работу преподавателя и студентов. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит в краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологии часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.

Данный прием был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убежден, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приема заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм - это:

  • новаторский метод решения проблем;

  • максимум идей за короткий отрезок времени;

  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданней идея, тем лучше; нужны необычные, самые "дикие" идеи);

  • отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» на занятиях мы используем разные приемы:

  • инверсия (сделай наоборот)

  • аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)

  • эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения)

  • фантазия (сделай нечто фантастическое)

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Нас, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными мы считаем группы в 7—11 человек.

Метод включает следующие шаги:

  • 1) Выбирается объект (тема);

  • 2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;

  • 3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;

  • 4) Выбираются наиболее интересные сочетания возможных испонений всех частей объекта.

Выводы (рефлексия).Метод мозгового штурма эффективен:

  • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.

  • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.

  • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

Расскажу более подробно, в чем же суть технологии? Для начала преподаватель задает нам тему, ставит конкретный вопрос. Участников разбиваем на небольшие группы, выдвинув в каждой лидера, либо работаем со всей группой. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет оценивание проблемы. Вся информация фиксируется (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются. На данном этапе очень важна роль преподавателя, который в доброжелательной манере направляет выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения педагога неправильные, а предложить студентам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».

Положительные стороны:

- все студенты участвуют на равных позициях;

- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает нас к познанию.

Недостатки:

- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Мне кажется, чтобы избежать подобного развития ситуации, преподавателю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики студентов и объединять обучаемых разного уровня подготовленности.

Просмотров работы: 908