IX Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 7 КЛАСС.
Гусева Д.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных.

Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.

Основа методики В.Ф Шаталова: Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).

Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Шестой этап — ответы по опорным сигналам

Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Опорные сигналы – то, с чем часто ассоциируется у педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова. Сам Виктор Фёдорович не считает опорные сигналы главным элементом обучения. Его система включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методик: Принципы системы Шаталова Обучение на высоком уровне сложности. Бесконфликтность. Быстрое движение вперед. Открытые перспективы. Сверх многократное повторение. Ведущая роль теоретических знаний. Гласность.

Элементы системы Шаталова организация сверхмногократного повторения инспекция знаний система оценки знаний методика решения задач опорные конспекты спортивная работа с детьми.

Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс. Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью. Педагогика сотрудничества предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению

Опорный сигналОпорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспектОпорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные принцыпы составления опорного конспекта:1. Лаконичность (300–400 печатных знаков) Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

2. Структурность(4–5 связок, логических блоков) В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.3. Наличие смысловых акцентов (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов) Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.6. Доступность воспроизведения от руки Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

7. Цветовая наглядность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

Этапы работы по созданию опорного сигнала: Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы. Объедините сигналы в блоки. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними. Выделите значимые элементы цветом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

  2. Шатаюв В. Ф Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1979. С. 4, 154.

  3. Шаталов В. Ф и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. для учителя: Из опыта работы / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Фаит. М.: Просвещение, 1989. С. 15.