IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Казарбаева Н.Н., Файзуллина Л.Б.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети до 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для развития мышления.

Развитию памяти способствует дидактическая игра. Она создаёт действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также даёт взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребёнка, низкий уровень памяти ещё не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребёнка невысоко, что оно отстаёт от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухсторонняя, и плохая память, в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

С целью выявления уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, нами было организовано исследование, которое проводилось на базе д/с «Белоснежка» г.Сибай.

В эксперименте приняли участие 23 детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании использовали следующие методы: методика Т.Д. Марцинковской «10 предметов», методика Т.Д. Марцинковской «10 слов», методика по Л.В. Черемошкиной. Первоначально мы обратились к методике Т.Д. Марцинковской «10 предметов». Выбор этой методики обусловлен тем, что целью данной методики является выявление объёма непосредственной образной памяти.

Исходя из результатов данной методики, мы выявили, что у 22% детей преобладает высокопродуктивный объём непосредственной образной памяти. Они воспроизвели по 5-6 предметов, все предметы были названы точно. 41%детей имеют средний уровень: после просмотра 2-3 минут вспомнили 3-4 предмета, допускают небольшие неточности. 37% с низким уровнем устойчивости памяти, у них есть трудности в запоминании предметов.

Для выявления объёма скорости непосредственной вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Т.Д. Марцинковской «10 слов». В результате выявили, что 24% детей с высоким уровнем скорости памяти, у 40% детей объём скорости непосредственной вербальной памяти на среднем уровне, 36% детей скорость памяти на низком уровне.

Для выявления уровня развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику Л.В. Черемошкиной и получили следующие результаты: 21% детей имеют высокий уровень развития зрительной памяти, 42% детей имеют средний уровень и 37% показали низкий результат.

Таким образом, в результате проведения исследования выявлено, что уровень развития памяти детей данной группы имеет средний показатель.

Само по себе развитие памяти не происходит, для этого необходима своевременная диагностика уровня развития памяти, а так же оказание коррекционно-педагогического воздействия, которое позволит ребёнку, приблизится к возрастной норме.

Для достижения более высокого уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста необходимо организовать проведение подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых будут использоваться специально подобранные дидактические игры и упражнения, так как они созданы в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чём особенности организации этих занятий [1,с.316]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей- дошкольников в условиях дидактической игры.-М., 2006.

  2. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. средн. учебн заведений/ Г.А Урунтаева.-6-е изд., перераб.и доп.-М. Изд. Центр «Академия», 2006.-368 с.

  3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей.-М.,2005.