ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ПРИРОДЫ СТЕРЕОТИПОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ПРИРОДЫ СТЕРЕОТИПОВ.

Сергеева И.Н. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день ведется многочисленное количество дебатов и обсуждений проблемы межкультурных коммуникаций - Т. А. Скакунова в своей статье пишет о том, что «Сегодня все больше российских ученых обращается к теории и практике межкультурной коммуникации, поскольку стало ясно, что для разрешения проблем межкультурного общения необходимо объединить усилия представителей разных наук» [2].

Безусловно, одним из ключевых элементов подобных рассуждений являются предубеждения и стереотипы людей относительно культур, отличных от их собственной. Действительно, стереотипы, этноцентризм, предубеждения во многом предопределяют взаимодействие людей. Тем не менее, несмотря на различного рода обсуждения, семинары, тренинги, дисциплины в рамках университетских программ и другие мероприятия академической, профессиональной и личной жизни людей, направленных на воспитание культурной толерантности, многим все же бывает трудно абстрагироваться от восприятия собеседника сквозь призму собственной культуры при взаимодействии с ним. Это приводит выводу о том, что данная этноцентрическая тенденция происходит зачастую на бессознательном уровне.

Таким образом, можно выйти на биологические аспекты развития человека и понятие «условных рефлексов». В действительности, предубеждения и условные рефлексы схожи по своей сути – условные рефлексы являются закрепленной реакцией на определенный стимул; предубеждения же являются реакцией на стимул, который был передан человеку «косвенно» - возможно, не посредством собственного опыта, но от других людей.

Проблема исследования стереотипов раскрывалась в работах таких ученых как Staats, Э. Холла, Д. Трагера и других [2, 3].

Несмотря на существующий научный интерес к данной теме, открытыми остаются вопросы о рефлекторной природе стереотипов. В той связи была сформулирована проблема данной работы, которая заключается в необходимости выявления связи между биологической природой человека и таким социальным компонентом его культуры, как стереотипы и предубеждения. Доказав рефлекторную природу стереотипов и предубеждений человека становится возможным пересмотреть подходы к воспитанию, обучению и развитию человека как личности, интегрировав взаимодействие как с его социальным, так и биологическим началом. Таким образом, сам аспект взаимодействия с человеком, в том числе на межкультурном уровне, сможет быть рассмотрен под качественно другим углом, принимая во внимание взаимосвязанность культурного и природного компонентов сознания индивида.

Исходя из вышеизложенного, целью данной статьи являетсяобратить внимание общества на рефлекторную природу стереотипов и предубеждений личности человека с целью возможного пересмотра подходов к межкультурным коммуникациям в современном обществе.

Вопрос о рефлекторной природе стереотипов является предметом дискуссии уже на протяжении нескольких десятков лет. Данный факт подтверждается наличием исследований, направленных на изучение природы стереотипов как таковых. Одним из первых и, пожалуй, наиболее значимых является исследования Staats & Staats (1957), опубликованное в том же году в Журнале Аномальной и Социальной Психологии («The Journal of Abnormal and Social Psychology») [4].

Основной гипотезой работы стало утверждение о том, что отношения («attitudes»), которые вызваны социально-значимыми вербальными стимулами («socially significant verbal stimuli»), могут быть изменены под влиянием на условные рефлексы человека («classical conditioning») путем использования других слов как безусловных стимулов («unconditioned stimuli») Staats & Staats [4].

Анализируя гипотезу, можно сделать вывод о том, что авторы в своей работе пытаются показать взаимосвязь стереотипов и биологической природы человека. Само исследование состояло из 2 экспериментов, проводимых с 93-мя студентами в качестве испытуемых. Каждом из экспериментов испытуемым предлагались в той или иной форме (вербально или наглядно) те или иные слова (названия национальностей и имена собственные), некоторые из которых были представлены в паре со словами, несущими оценочную характеристику. Впоследствии студентов просили отметить по шкале степень, с которой они ассоциируют то или иное слово (представлены были шкалы, например, «приятный-неприятный»).

Анализируя полученные данные, авторы пришли к следующим выводам:

Испытуемые были склонны ассоциировать слова, несущие положительную смысловую нагрузку, с теми национальными именами (или, в случае второго эксперимента, именами), с которыми чаще всего экспериментаторы образовывали пару в ходе эксперимента. Следовательно, формирование отношения или изменение через коммуникацию происходит согласно принципам формирования условных рефлексов. Например, предложение «Датчане честные» обусловит положительное отношение к слову «Датчане», и, вероятно, к любой персоне, обладающей таким статусом.

Таким образом, если множество слов, вызывающих положительное отношение, будут связаны со словом «Датчане», то впоследствии у личности сформируется положительное отношение к данной национальности - результаты исследования подтвердили гипотезу: формирование того или иного отношения к предмету, человеку, национальности и т.д. может быть откорректировано посредством воздействия определенных стимулов. В данном случае стимулами выступали слова.

Похожее исследование провели Levey & Martin [3], которые также исследовали принципы формирования условных рефлексов. Однако новизна их эксперимента заключалась в том, что авторы акцентировали внимание на оценочной реакции («evaluative response») как одном из элементов формирование рефлекса. В эксперименте принимали участие в совокупности 10 человек, стимульными материалами являлись фотографии людей, которые испытуемым необходимо было сортировать, распределив их по трем категориям: Понравившиеся («Liked»), Нейтральные («Neutral»), Непонравившиеся («Disliked»). В ходе исследования авторы пришли к выводу, что оценочная реакция является незаменимым элементом образования условных рефлексов, а не отдельным ее видом – по их мнению, сами условные рефлексы представляют собой продукт образования оценки (позитивной или негативной) у индивида касательно нейтрального ранее стимула, вследствие чего он начинает себя вести в соответствии с выработанными рефлексами. Таким образом, Levey & Martin в определенной степени показали непосредственную связь между стереотипами как наличием оценочного мнения касательного того или иного аспекта и формированием условных рефлексов – стереотипы и предубеждения не могут, исходя из анализа исследования, рассматриваться независимо от условных рефлексов.

На сегодняшний день известны и другие исследования, касающиеся данной проблемы.

К примеру, Л. Матевосян исследовала языковой стереотипный пласт сознания с аспекта стереолингвистики Ж. Дюрена [1]. В рамках своего исследования она обращалась к вопросу о рефлексивной природе стереотипов: «Стереотипные высказывания являются непроизвольной реакцией на внешний раздражитель – ситуацию. Ситуация выполняет роль условного рефлекса…» [1]. Следовательно, доктор философских наук признает наличие рефлекторной природы стереотипов и предубеждений человека.

В культурном аспекте, следует отметить, что воспитание толерантности как способ редуцирования негативных стереотипов человека по отношению к другим национальностям или расам, будет эффективен при интеграции принципов формирования условных рефлексов.

В заключение, следует отметить, что задачи данной работы выполнены, цели достигнуты, и гипотеза исследования доказана. Безусловно, предлагаемый анализ свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований относительно данной проблемы, однако вышеприведенные выводы уже позволяют заключить, что пересмотр подхода к стереотипам индивида как элементу межкультурных коммуникаций потенциально может оказаться действенным и привести к более конструктивному взаимодействию представителей различных культур, носителей различных культурных ценностей, норм и взглядов.

Список литературы:

  1. Матевосян, Л. Языковой стереотипный пласт сознания в зеркале стереолингвистики Ж. Дюрена. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии, №14, 2014.

  2. Скакунова, Т. А. Проблемы межкультурной коммуникации в отечественной и мировой науке. Вестник КрасГАУ, №5, 2011.

  3. Levey, A. B., and I. Martin. (1975). Classical conditioning of human ‘evaluative’ responses. Behavioral Research and Therapy, 13: 221-226.

  4. Staats, A. W., Staats, C. K. Attitudes established by classical conditioning. The Journal of Abnormal and Social Psychology, vol. 57, 1958.

Просмотров работы: 349