ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ И НЕ ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ И НЕ ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Жуина А.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало XXI века характеризуется бурным и плодотворным развитием международных связей во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому проблема изучения особенностей коммуникации стала особенно актуальной. Иностранный язык в настоящее время становится атрибутом любой профессии в различных сферах производственной деятельности. Это обуславливает введение дополнительных часов на изучение иностранного языка во всех образовательных учреждениях.

Изучение иностранного языка в языковой и неязыковой школах имеет ряд определенных отличий, главным из которых является то, что в не языковых образовательных учреждениях процесс практического овладения иностранным языком представляет собой специальное доучивание «в соответствии с характером последующей профессиональной деятельности», в рамках которого ему отводится роль вторичного средства письменного и устного общения [1]. Другими словами, в практике обучения иностранному языку доминирует принцип профессиональной направленности, который последовательно реализуется в отборе учебного материала для занятий и приема обучения, формирующих профессионально-значимые для будущего специалиста действия и операции [5, с. 823].

Кроме того, для неязыковой школы задача развития коммуникации при обучении иностранному языку является особенно сложной, поскольку в течение ограниченного учебными рамками периода нужно научить учащихся говорить и понимать речь носителей языка. Именно поэтому, при изучении иностранного языка в языковых и неязыковых образовательных учреждениях должны учитывать новейшие данные психологической и педагогической науки [4, с. 41].

Традиционно обучение иностранному языку в неязыковой школе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, а также изучение вопросов синтаксиса научного стиля. В современных условиях необходимо переместить акцент на развитие навыков именно речевого общения, в частности, на профессиональные темы и ведение научных дискуссий [6].

Анализ опыта преподавания и исследований, проведенных в этой области дают основание утверждать, что процесс обучения иностранному языку должен включать в себя следующие этапы:

- учет коммуникативных признаков для большинства типов текстов и средств выражения этих признаков, т.е. коммуникативных моделей;

- определение наиболее важных коммуникативных признаков и моделей устной речи и выработки системы упражнений для их активной тренировки;

- анализ различных коммуникативно-ориентированных видов текстов;

- отбор отдельных видов текстов и определение их основных коммуникативных особенностей;

- отбор и тренировка словообразовательных, лексических и грамматических структур, необходимых для чтения, понимания, аудирования и говорения;

- выработка и доведение до автоматизма у ученика учебных алгоритмов по всем видам речевой деятельности;

- организация устной коммуникации от монолога к диалогу и, наоборот, с применением различных видов ролевых игр [3, с. 134].

Следует заметить, что в обучении непременно должны широко использоваться современные дидактические принципы наглядности, что достигается путем использования на занятиях различных аудио- и мультимедийных средств [2].

Для изучения особенностей коммуникативной стороны общения у учащихся языковых и неязыковых школ был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 9-х классов МОУ «Гимназия №20» г. Саранска (25 человек) и МОУ «Лицей №4» г. Саранска (25 человек). Особенности коммуникативной стороны общения диагностировали опросником КОС-2. Полученные в ходе диагностики результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели коммуникативной стороны общения подростков языковой и неязыковой школы, %

Испытуемые

Уровни развития

Языковая школа

(Гимназия №20)

Неязыковая школа (Лицей №4)

кол-во (%)

кол-во (%)

Высший уровень

4 (16%)

2 (8 %)

Высокий уровень

10 (40%)

2 (8 %)

Средний уровень

9 (36%)

17 (68 %)

Низкий уровень

2 (8%)

4 (16 %)

Согласно данным таблицы 1, у значительной части учащихся языковой школы (10 чел. – 40 %) отмечается высокий уровень развития коммуникативных способностей. Чуть меньшее количество подростков показали средний уровень развития данных способностей (9 чел. – 36 %). Сформированность коммуникативной стороны общения у 4 учащихся (16 %) соответствует высшему уровню и лишь у 2 опрашиваемых (8 %) выявлен низкий уровень развития коммуникативной стороны общения.

У учащихся неязыковой школы, согласно данным таблицы 1, в основном преобладает средний уровень коммуникативной стороны общения (17 чел. – 68%). У 4 подростков (16%) выявлен низкий уровень коммуникативной стороны общения. Высокий и высший уровни развития коммуникативной стороны общения проявился у 4 испытуемых (по 2 чел. – 8% соответственно).

Таким образом, можно говорить о том, что без специального целенаправленного обучения иностранным языкам уровень развития коммуникативной стороны общения не достигает высоких показателей. В этой связи рекомендуется проводить дополнительные занятия (в виде факультативов, элективных курсов и т.п.) с целью дальнейшего развития и совершенствования у учащихся неязыковых школ разговорной иностранной речи.

Список литературы

  1. Андронкина, Н. М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности / Н. М. Андронкина. - СПб. : Речь, 2009. – 125 с.

  2. Жуина, А. И. Проблема воспитания личности современного подростка в условиях образовательных организаций / А. И. Жуина // материалы VIII студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» -2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2150/24359 (дата обращения: 03.11.2016).

  3. Жуина, А.И. Педагогика сотрудничества в современных образовательных организациях / А. И. Жуина // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 января 2016 г., г. Ижевск). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – С. 133-135.

  4. Жуина, Д. В. Сравнительный анализ коммуникативной стороны общения подростков с разным уровнем самооценки / Д. В. Жуина, Е. Н. Николаева // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. – 2012. – №1. – С. 40-42.

  5. Мурадова, Н. Т. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов / Н. Т. Мурадова, С. А. Эрданова // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 822-824.

  6. Париева, Т. М. Развитие навыков устной речи при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / Т. М. Париева, И. Н. Трущенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №19-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-ustnoy-rechi-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-vuzov (дата обращения: 03.11.2016).

Просмотров работы: 427