ГРАФФИТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГРАФФИТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Хорева Е.А. 1, Хорева О.В. 1
1Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы. Условия настоящего времени связаны с глубокими преобразованиями во всех сферах социальной жизни людей и сказываются на состоянии и функционировании социально-культурной среды. Личность в этих условиях оказывается перед выбором поведенческих альтернатив. В первую очередь это касается молодежи. Одним из средств индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити. Феномен граффити не является ни искусством, ни предметом литературоведения, ни предметом лингвистики. Скорее граффити является предметом изучения педагогики, социальной психологии. Поэтому изучение граффити как социально-психологического явления представляется актуальным и интересным.

Цель исследования. Цельюнастоящей работы явилось выявление социальных и психологических особенностей у авторов граффити.

История появления граффити. Слово «граффити» происходит от итальянского «grafficare» — царапать (буквально «нацарапанные»). Первоначально так называлась одна из техник настенной живописи. Позже термином «граффити» воспользовались археологи, употребляя его как общий термин для обозначения всех видов случайных надписей и рисунков на стенах домов. В настоящее время это понятие расширило свои границы: под граффити понимают любые неофициальные публичные тексты, включая и современные. Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида деятельности, постепенно приобретающего черты молодежного субкультурного искусства. Это явление серьезно изменяет облик современных городов, приводя к порче общественного и частного имущества. По мере того как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей, появились на кладбищенских захоронениях и памятниках архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити.

Граффити явление чрезвычайно древнее. Первые рисунки, которые можно отнести к данному явлению, встречаются уже в пещерах древних людей. Впоследствии подобные артефакты были обнаружены учеными при исследовании культур Древних Египта, Греции, Руси, у индейцев племени майя и т.д.

Первое известное упоминание о русских граффити в литературе относится к концу XVIII в. Само явление, разумеется, намного старше. Сотни граффити XI-XIII вв. найдены в Софийских соборах Киева и Новгорода, а также в других древнерусских храмах. Граффити на церковных стенах имеют в большинстве своем религиозное содержание.

Первые попытки описания и систематизации граффити относятся к XVIII веку. В 1731 году англичанин Трумбо опубликовал онтологию надписей, собранных на зданиях и в общественных местах Лондона.

Научное исследование этого явления было предпринято впервые в 1935 году американским лингвистом Ридом, который на основании надписей, собранных в общественных туалетах ряда Штатов, проанализировал изменения в значении слов.

Систематическое изучение граффити начинается во второй половине XX века. При этом большинство работ в этой области принадлежат зарубежным ученым; отечественных исследований, посвященных граффити, крайне мало.

Художественные граффити появились в США, в 1960-х, когда подростки Нью-Йорка начали писать на стенах домов свои имена, отмечая таким образом границы своего района. Реформатором граффити традиционно считают подростка по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхэттена и работал посыльным. Во время работы Таки объезжал на метро все пять районов города и ставил свою именную метку «ТАКI 183» везде, где это было возможно, в том числе на наружных и внутренних стенах вагонов и на каждой станции метро. Сотни подростков Нью-Йорка, подражая Таки, начали писать свои имена на поездах метро и стенах общественных зданий в погоне за мифической славой ТАКI 183. Производство граффити стало своего рода профессией и карьерой.

В России граффити появилось в середине 1980-х, но бурно развиваться стало лишь в конце 1990-х годов. Первыми граффити были эмблемы московских футбольных клубов «Спартак» и ЦСКА, появившиеся на стенах Москвы в 1977 -1978 гг. К 1988 г. лидирующим жанром субкультурных граффити стали названия различных рок-групп. В начале 1980-х общественному вниманию становятся доступными также граффити русских пацифистов, панков, хиппи, фашистов и других группировок альтернативной культуры.

Сегодня граффити является неотъемлемой частью российских городов. В одной Москве насчитывается до нескольких сот команд, рисующих как на законных основаниях (например, оформления клубов, магазинов), так и нелегально.

Виды и функции граффити. Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо многоцветные композиции.

Классификаций граффити существует великое множество. Предложено провести принципиальное деление между публичными граффити и latrinalia (надписи в туалетах). Latrinalia, в свою очередь, в зависимости от пола их авторов, часто подразделяются на мужские и женские граффити. Отдельным предметом исследования могут быть граффити детей и школьников, студенческие, тюремные и граффити верующих, что само по себе предполагает разграничение по «авторскому» принципу.

Граффити молодежных субкультур включают граффити футбольных фанатов, музыкальные и контркультурные. Все субкультурные граффити строятся на комбинации слов и символов.Контркультурные граффити включают символику и слоганы хиппи, панков, фашистов, скинхедов и других молодежных субкультур.

Кроме всего граффити делятся на конструктивные и деструктивные.Конструктивные граффити нанесены в разрешенных местах (специализированные стены, плакаты, транспаранты и т.д.), наполнены позитивным социальным содержанием и выполняют позитивные социальные функции. К деструктивным граффити относятся те надписи и рисунки, которые нарушают представление о прекрасном, эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения.

По авторству граффити классифицируются на индивидуальные и групповые. Конструктивные граффити являются индивидуальными. В данном случае для граффитистов важно авторство. Граффити в тетрадях, на партах, стенах школы, в лифтах, как правило, являются индивидуальными, поскольку позволяют подросткам удовлетворять личные потребности и интересы, а граффити в подъездах, на фасадах зданий и сооружений в основном наносятся группой подростков и по авторству являются групповыми.

Важной и престижной формой субкультурной деятельности является бомбинг. Бомбить – значит оставлять надписи и рисунки в запрещенных для этого публичных местах. Особенно ценятся так называемые холкары – бомберские композиции, заполняющие целиком поверхность стены вагона.

Другая сторона субкультурной идеологии и практики – так называемый райтинг, рисование граффити в специально отведенных для этого, официально разрешенных местах, исполнение рекламных и оформительских заказов. Легальная деятельность противопоставлена бомбингу: она требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями.

Одну из важнейших функций граффити, связанную с публичной природой явления, можно определить, как функцию манифестации. Выделяются две группы граффити по характеру содержащейся в них манифестации: 1) граффити, манифестирующие групповые ценности (либо через их утверждение, либо через отрицание враждебных ценностей). Именно надписи такого типа сопровождаются нередко эмблематикой. 2) граффити, манифестирующие индивидуальные ценности и таким образом идентифицирующие условного автора как индивидуума. Это и надписи, так или иначе выражающие авторское настроение, чувства, оценку кого-либо или самооценку и т. д. К этому же типу относятся все частные послания, авторские стихотворения, индивидуальные автографы (Здесь был...), многие из шуточных надписей и т.д.

Еще одна важная функция граффити коммуникативная. Коммуникативная природа граффити проявляется на разных уровнях. С одной стороны, часто они представляют собой диалог, переписку. С другой стороны, актом коммуникации является и сам факт начертания граффити, ибо, как всякий публичный текст, они обращены к потенциальному читателю, т.е. имеют отправителя и получателя.

Мотивации, объекты и субъекты граффити. Ряд ученых считает, что граффити представляют собой аналог ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории).

В современной западной психологической науке теории граффити представляются как продукт подавленных бессознательных влечений личности. Культура формулирует социальные запреты, не позволяющие реализовать инстинктивные влечения человека непосредственным образом. Граффити являются социальными механизмами удовлетворения бессознательных влечений человека, наряду с искусством, религией и т. д. Подтверждением этого является тот факт, что многие граффити содержат оскорбления и непристойности в виде рисунков и грубых слов, по-видимому, выражающих стремление к преодолению социального запрета.

Граффити используются как средства личностного самовыражения и самоутверждения. Акт написания граффити приравнивается к агрессивному поведению, которое может служить средством самоутверждения.

Создание граффити обусловлено двумя основными причинами: возможностью выразить свое отношение к миру и желанием самоутвердиться в группе, в которой часто присутствует элемент агрессии. Соответственно создание граффити способствует снижению психического напряжения, выступает средством борьбы с негативными эмоциями.

Особый интерес представляет изучение мотивации авторов граффити. Предлагается классификация причин, побуждающих к созданию: утверждение личностной или групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; агрессивные реакции; мотивы творчества; сексуальные мотивы; развлекательные мотивы.

Основными потребностями, которые удовлетворяются в ходе изобразительной деятельности, являются социальные потребности, прежде всего – потребности в идентичности и в самоактуализации. Изучение психологических особенностей авторов граффити позволило сделать вывод, что их основное отличие заключается в специфике межличностных отношений и особенностях отреагирования негативных эмоций. Для авторов граффити свойственна более высокая выраженность мотива достижения успеха и менее высокая – мотива избегания неудачи. У авторов граффити в большей степени удовлетворена потребность в самовыражении, в меньшей – потребность в безопасности.

Многие склонны рассматривать граффити как вандализм - одну из форм разрушительного поведения человека. Как констатируют многие исследователи, вандализм - преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет.

К причинам, побуждающим к созданию граффити, относятся: утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; сексуальные мотивы; развлекательные мотивы.

Все причины, условия и мотивы, способствующие нанесению деструктивных подростково-молодежных граффити обусловлены взаимодействием подростков-граффитистов с той социальной средой, в которой они живут и действуют.

Причинами нанесения деструктивных граффити являются: нарушение эмоциональных и интеллектуальных отношений между родителями и детьми; отчуждение детей от семьи, школы, общественной деятельности; неразвитость у лиц, склонных к нанесению граффити, позитивных интересов и склонностей; влияние образцов субкультуры на формирование негативных стереотипов мировоззрения и поведения граффитистов; несформированность у подростков смысла и целей в жизни; антиобщественные средства и способы выражения интересов и склонностей.

Как следствие этого – вытеснение подростков из сферы коллективных отношений, их изоляция в социуме.

Условиями, способствующими нанесению деструктивных граффити, являются: наличие свободного времени; скука; потребность в самоутверждении; безнадзорность; отсутствие общественного мнения; наличие необходимых средств для нанесения граффити.

Не реализованная потребность в любви, безопасности, авторитете, общении, вызванная нарушением процесса социализации в семье, школе, среди сверстников, приводит к появлению таких мотивов нанесения граффити как протест, игра, борьба, гнев, самозащита, привычка к негативному поведению, обида, месть, поиск новых впечатлений, острых ощущений, соперничество, мода, привлечение внимания, поиск собеседника. Все эти мотивы вызваны неуспешностью лиц, склонных к нанесению граффити, в учебе, общении, деятельности и невозможностью в позитивной самореализации.

Объектом нанесения граффити является то, на что посягает автор граффити. Было установлено, что наиболее частыми объектами нанесения деструктивных граффити в учебных заведениях являются: парты, столы, туалетные комнаты, тетради, стулья.

Субъектами нанесения граффити, как правило, выступают подростки. Самая многочисленная группа злостных «граффитистов» состоит из учащихся школ – 88%, воспитанников интернатов – 80%, курсантов 73%, студентов вузов – 72%. Меньше наносят граффити учащиеся гимназий – 20% и колледжа – 55%. При этом 43% опрошенных хотя бы раз рисовали на партах или стенах, 31% часто пишут и рисуют, 26% никогда не наносили граффити на объектах частной и государственной собственности. Начиная с 13-14 лет, количество лиц, редко наносящих граффити «от нечего делать», с возрастом увеличивается, тогда как количество лиц, часто наносящих граффити, постепенно снижается. Написание граффити как устойчивый вид поведения характерен больше для мальчиков, чем для девочек, а как случайный вид свойственен в одинаковой степени обоим полам.

Деструктивные граффити составляют 91%, остальные 9% – конструктивные граффити. За нанесением деструктивных граффити часто следуют и другие, более серьезные правонарушения.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

В исследовании приняли участие студенты младших курсов Северного государственного медицинского университета (30 человек) и учащиеся средней школы № 25 (30 человек). В процессе исследования изучены и проанализированы подростково-молодежные граффити в университете, подъездах, на зданиях и сооружениях, в местах общего пользования.

Анализ граффити латриналий (надписей в общественных туалетах).Были исследованы граффити в общественных туалетах школ, колледжей и университетов. Данные граффити охватывают собой следующие темы: секс, романтические отношения, агрессия, политика, религия, национальные отношения и другие. Результаты исследований демонстрируют разное соотношение этих тем. Основную массу туалетных граффити составляют надписи, связанные с отношениями с противоположным полом. Авторы граффити в основной массе принадлежали к мужскому полу.

Большее число надписей и рисунков было обнаружено в мужских туалетах. Мужские граффити чаще сексуальны, тогда как в женских туалетах преобладает романтическая тематика. Изобразительные граффити в мужской выборке составляют 17%, в то время как в женской – только 3%. Для мужских граффити характерен более усложненный стиль; они гораздо чаще содержат детали.

По содержанию имели место следующие типы граффити: 32% всей выборки составляют граффити молодежных субкультур, включающие в себя музыкальные надписи и рисунки – 50%, граффити спортивных фанатов – 32% и контркультурные граффити – 18%. Любовные надписи и рисунки составляют 15% выборки; агрессивные – 14%; надписи и рисунки сексуальной направленности 11%; политические граффити – 8%; 4% посвящены вредным привычкам; 16% - надписи и рисунки, не имеющие темы.

Социально-психологическая характеристика учащихся школы – создателей граффити.Личностная характеристика подростков и молодежи, склонных к нанесению деструктивных граффити, включает в себя возраст от 14 до 17 лет; неудовлетворительную успеваемость; наличие свободного времени; проявление в межличностных отношениях авторитарности, агрессивности, несдержанности, конфликтности, повышенной тревожности; невыраженность позитивных интересов; низкий интеллектуальный уровень; в большинстве случаев потерю социальных, моральных и правовых ориентиров.

Обращает на себя внимание то, что преобладают деструктивные граффити (79 против 13).В школьных граффити преобладают граффити в альбоме, на стене-стенде, фасаде, школьном имуществе. Из граффити в микрорайоне преобладают деструктивные граффити в подъездах.

Студенческое граффити.Были проанализированы 96 граффити, выполненные в Северном государственном медицинском университете, проведено анкетирование и опрос студентов, имеющих опыт написания граффити.

Граффити – неотъемлемый элемент студенческой субкультуры. Наряду с общими чертами, роднящими его с любыми граффити, он имеет свои устойчивые особенности, обусловленные пространством учебного заведения.Граффити студентов практически никогда не проникают на «не свойственное» им пространство – внешние стены, двери, в коридоры и холлы вуза. Они встречаются преимущественно на столах и оборудовании учебных аудиторий, реже – на стульях и стенах этих помещений, а также стенах туалетов.

Тексты граффити написаны на русском и английском языках. На английском языке сделана почти треть всех записей в аудиториях. Это говорит о широком проникновении английского языка в молодежную субкультуру. Высказывания молодых людей связаны в основном с двумя сферами жизнедеятельности общества – социальной и духовной. Авторы граффити – представители студенчества. Данная социальная группа не имеет постоянного дохода. Студенчество также не включено в систему отношений власти. Поэтому юношу или девушку скорее беспокоят вопросы о проведении свободного времени, о своей будущей семье, о товарищах, об учебе, а не проблемы заработка на хлеб насущный и т.п.

Интересы молодого человека связаны с социальной сферой. Для любого человека важно чувствовать свою принадлежность и сопричастность к тем или иным социальным группам. Для обозначения такого рода потребности и возникающих социальных отношений по аналогии с другими исследователями была введена категория «Самоидентификация».

В самоидентификации выделено два типа – позитивная и негативная. В явно преобладающей позитивной самоидентификации выделяются индивидуальная, групповая и территориальная. В негативной самоидентификации кроме вышеназванных групп появляется и анонимная.

Автор граффити предстает как недостаточно зрелая личность, которой необходимо обязательно обозначить свое присутствие в социальном пространстве (оставить метку). Примерами таких граффити являются высказывания: «Саша», «Здесь сижу я», «Наташка» и т.п. Но такое выделение молодому человеку кажется недостаточным, и он обозначает свое присутствие приписыванием негативных статусов другим индивидуумам: «Вася – лох», «Ира – дура».

Самой распространенной является самоидентификация через студенческую группу: «2 пед.», «4 леч. – супер!». Негативная групповая идентификация («Стоматологи – дебилы») встречаются значительно реже. Территориальная идентификация представлена следующими надписями: «Архангельск – наш город!!!», «Россия». Здесь негативные высказывания практически отсутствуют. И, наконец, к анонимной группе относятся высказывания типа: «Все парни придурки», «Извращенец», «Лохи».

Демонстрация своей принадлежности к определенной социальной группе (и, прежде всего, к студенческой) оказывается, по всей видимости, важной для молодежи. Это характеризует недостаточно зрелую личность, которая не находит внутренней опоры в самой себе. Определенная часть студентов производит самооценку через принижение другого (других), что характеризует тип личности с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием и т.п.

Практически отсутствует у студентов - авторов граффити из СГМУ выраженный интерес к семье. Хотя любовно-интимные отношения, которые сопровождают семейную жизнь, студенчеству небезразличны.

Также неактуальны вопросы, связанные со здравоохранением и собственным здоровьем. А вот проблема вредных привычек, в наибольшей степени влияющих на продолжительность жизни человека, нашла свое отражение. Здесь можно встретить стихотворные мини-поэмы, посвященные спиртным напиткам и наркотикам, рисунки листьев конопли, рекламу известных марок пива.

Спорт представлен в такой же степени, как и вредные привычки. Причем анализ высказываний свидетельствует скорее о пассивном интересе к спорту нежели об активном занятии им.

Духовная сфера в такой же степени популярна у авторов граффити, как и социальная. Однако, анализ граффити свидетельствует скорее не о развитости, а об узости интересов в области искусства.Так, театру посвящено всего одно высказывание, литературе – шесть, а все остальное подавляющее большинство граффити соотносятся с музыкальной тематикой. Это можно рассматривать как свидетельство широкого интереса к различным направлениям, группам, исполнителям современной музыкальной индустрии.

Практически одинаковое по объему место наряду с музыкой занимает группа граффити, содержащая ненормативную лексику. В данной группе практически невозможно определить пол авторов граффити. Можно предположить, что часть нецензурных выражений написаны женщинами. Другая часть – мужчинами, понимающими, что это прочтут и женщины. Налицо проникновение ненормативной лексики в разнородную по половому признаку студенческую среду. Показательным является и факт отсутствия граффити, в которых осуждалось бы использование ненормативной лексики

Следующей является группа граффити на тему образования. Граффити этой группы можно подразделить на ряд подгрупп: граффити, описывающие взаимоотношения студент – преподаватель, студент – студент, студент – изучаемые предметы, студент – вуз, студент – внешняя среда.

Около половины граффити об образовании посвящено изучаемым предметам: формулы, шпаргалки, фамилии ученых, но преобладают эмоциональные высказывания, например: «Патанатомия – геморрой мозга», «Фарма – отстой».

Не менее эмоционально, чем о предметах, студенты пишут все, что они думают о преподавателях: «Возлюби учителя своего, ибо и собака – друг человека», «Меняю хорошего препода на пиво».

Большинство авторов граффити – студенты 1–2-го курсов. С помощью граффити молодой человек (вчерашний школьник) осваивает, а в символическом смысле завоевывает и присваивает новую территорию. Посредством граффити происходит освоение не только физического, но и социального пространства. Граффити можно рассматривать как своеобразный вызов (а в каких-то случаях бунт) против существующих властных отношений. «Помечая» территорию, молодежь тем самым показывает, что она претендует на более высокий статус, чем она имеет сегодня. Студенчество пытается отвоевать для себя больше прав в социальном пространстве вуза.

Таким образом, граффити – это проявление символической борьбы за власть. В актах такой борьбы молодой человек, подсознательно ощущая свое маргинальное положение в обществе, прокладывает себе дорогу от социальной периферии к центру.

Таким образом, студент-младшекурсник начала XXI века – человек с обостренной потребностью самоидентификации, для которого проблемы образования не являются главными. Более важными для него оказываются пассивный интерес к самым разным направлениям массовой музыкальной культуры и сфера любовно-сексуальных отношений. Его мало беспокоят проблемы семьи и своего здоровья, политики и религии. Он критически относится к морали.

Просмотров работы: 35520