БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игнатьева К.Н. 1, Николаева Л.В. 2
1Кафедра дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного
2Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия является все виды работ из бисера.

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. достаточно распространенных видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень давнюю историю. В Якутии изготовление украшений из бисера является одним из национальных видов деятельности. Якутская национальная одежда издавна украшалась орнаментами из бисера. Головные уборы, нагрудные украшения, унты, верхняя одежда, национальные платья, жилеты, пояса украшались из бисера. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. В настоящее время искусство бисера развивается и совершенствуется.

Занятия бисероплетением с детьми старшего дошкольного возраста положительно влияют активизацию мелкой моторики рук, развитие мелких мышц кисти, воображения, фантазии, памяти, развитие пространственного мышления, творческих способностей. бисерные традиции возрождаются, сохраняются, и развиваются.

Бисероплетение - занятие увлекательное и полезное. Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.

Мы хотим рассказать о работе кружка «Бисероплетение» в МБДОУ детский сад Ымыычаан с. Чукар Нюрбинского района РС (Якутия). Программа кружка направлена на развитие мелкой моторики рук на занятиях с бисером. Изготовление игрушек, цветов, украшений, поделок из бисера на проволоке, леске и нити очень нравятся детям.

В структуру программы включены задачи, ожидаемые результаты и содержание работы в этих группах.

В задачи мы включили не только развитие мелкой моторики и обучение бисероплетению, но и развитие сенсорики, математических представлений, ознакомление с декоративно-прикладным искусством, психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение мышление), личностных качеств (контроль над собой, усидчивость, терпение, трудолюбие и т.д.). эмоциональной сферы ребенка (положительный настрой к работе, получение удовлетворения от хорошо, красиво выполненной работы, радость от желания делать собственно сделанные подарки).

Ожидаемые результаты выделены в разделе: что дети к концу года должны знать и уметь. В содержании работы включены тема занятий, программное содержание и используемый материал. Составлен перспективный план работы по бисероплетению на 2016-2017 уч.г. для детей старшей группы.

Программа составлена с учетом психологических, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста по принципам от простого к сложному, от знакомого к новому, комплексности и использование разнообразных методов и приемов, используемого материала для поддержания интереса и желания у ребенка.

В программе кружка «Бисероплетение» спланирована работа по развитию мелкой моторики на занятиях с бисером, в интересах детей. Изготовлением игрушек цветов, украшений и других поделок из бисера на проволоке, леске и нити легко мотивировать детей на работу с бисером. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности. Занятия с бисером можно рассматривать как путь развития мелкой моторики кистей рук, на условии строго регламентированного обучения способностей зарисовать, считать, запоминать, повторять, воспроизводить и т.д.

Недоразвитие мелкой моторики рук отрицательно сказывается на становлении письма, рисования, конструирования. И все это связано с незрелостью регулирующей функции речи, с расстройствами зрительно-двигательной координации. Изменение (повышение и понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц пальцев и кисти рук, что делает движения неловкими, неточными, крупноразмашистыми или слишком мелкими. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее действие. Для тренировки пальцев рук предназначена данная программа, то есть обучение детей изготовлению поделок из бусинок, бисера и стекляруса – одним из очень интересных, но мало известных видов народного творчества.

В старшем возрасте вводится знакомство детей с иголкой, с техникой безопасности при работе с ней и идет переход к более мелкому материалу – бисеру и стеклярусу.

При обучении детей выделяются 4 этапа:

1. Знакомство детей с бисером, стеклярусом, и что можно делать из этого материала. Знакомятся с историей бисероплетения, о том, что называется оно «низанием» и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение, для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, сережек, поясов).

2. На этом этапе детям дается задание: просто нанизывать бисер, стеклярус на нитку при помощи иголки.

3. Нанизывание бисера, стекляруса заданного количества в определенной последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется форма, размер, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества.

4. Плетение разных фенечек на двух нитках (лесках, проволоках).

Во время работы с бисером, стеклярусом и бусинками включается спокойная музыка, проводится пальчиковая гимнастика, при которых организм детей отдыхает и расслабляется. В результате работы с бисером, стеклярусом, бусинками у детей наблюдаются улучшения при усвоении программного материала по развитию речи, математики, изодеятельности. Дети становятся более спокойны, усидчивы, внимательны, активны на занятиях, так как развитие мелкой моторики способствует и помогает формировать навыки письма и оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения, сохраняет его физическое и психическое здоровье.

Использованная литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. 211 с.

  2. Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2 изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 -176 с.

Просмотров работы: 1216