ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВ

Саримурзаева А.С. 1, Камилова Х.М. 2
1Дагестанский государственный педагогический университет, Инженерно-педагогический институт
2Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях развития современного общества возрастает значимость личностного самоопределения молодого поколения. Сегодня вузы заинтересованы в осознанном правильном личностном выборе как социально нормативных ценностей, так и в профессиональном самоопределении своих выпускников как успешных будущих граждан общества. Сегодня молодые специалисты по окончании вузов не идут работать по избранной специальности, при этом ни социальный, ни материальный престиж профессии не имеет решающего значения. Одна из причин, по мнению исследователей данной проблемы, это односторонность в профессиональной подготовке будущего специалиста, т.е. основное внимание в вузовской подготовке уделяется «оснащению» студентов теоретическими знаниями об осваиваемой профессии, а не включению их в активную познавательно-поисковую и научно-исследовательскую деятельность. Недостаточно учитывается степень личностной подготовки новопоступивших студентов к выбранной специальности, возможности творческой самореализации студентов.

В целях педагогической поддержки личностного самоопределения студентов в условиях вуза, на наш взгляд, важно выявить психологические концепции личностного самоопределения первокурсников в выборе той или иной профессии, так как выбор личностного определения профессии может исходить не только из сознательного самоопределения первокурсника, а быть детерминирован или родителями или другими внешними причинами.

Личностное самоопределение (социализация) личности – это усвоение человеком общественно значимых ценностей, социальных норм, активная переработка общественного опыта личностью, исходя из своих субъективных позиций; выработка себя как личность, член общества; реализация своего мировоззрения в собственном опыте или посредством взаимодействия с другими членами общества; участие и вклад личности в дальнейшее развитие духовных ценностей; воспроизводство им социальных связей в своей активной деятельности и т.д.

Отмечая сложную взаимосвязь и взаимозависимость личностного самоопределения и профессионального выбора самоопределяющейся личности, считаем, что время обучения в вузе является временем активного личностного самоопределения личности, когда студент приобретает ценностные компетенции необходимые как для овладения выбранной профессией, так и полным комплексом гражданских, профессиональных и социальных ролей взрослого человека.

Период обучения для студента характеризуется овладением общекультурными и профессиональными компетенциями важными для будущей профессиональной деятельности, планированием своего дальнейшего профессионального и жизненного пути и нередко сопровождается кризисами, сопровождающими данный период как позитивными, так и негативными последствиями, усложняющими этот процесс.

Личностно - профессиональное самоопределение студентов в системе профессионального образования мы рассматриваем как длительный процесс включения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством учебной, производственно - практической и внеучебной деятельности на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.

В целях активизации процесса профессионального самоопределения личности, считаем необходимым целенаправленное создание педагогических условий в форме студенческих научно-исследовательских и творческих конкурсов, семинаров, круглых столов, встреч с авторитетными специалистами, посещений профильных организаций и т.д., для формирования мотивации и реализации творческих и профессиональных потребностей студентов, примеряя на себя различные роли, самоопределяясь и самоутверждаясь в выбранной профессии.

  1. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи. Тарту, 2006. – 196 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2007. -304 с.

  3. Хоменко Н.В. Социально-профессиональное самоопределение школьников. М.: ИОСО РАО, 2002.- 96 с.

Просмотров работы: 307