С. Д. Забрамная понимает под интеллектуальным нарушением «качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы». При данной атипии развития, страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. При этом складывается диффузный характер патологического развития детей с нарушением интеллекта, который вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности [4].
По мнению профессора Соколовой Н.Д., к лицам с ограниченными возможностями здоровья в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [8].
При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений образовательных возможностей и жизнедеятельности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами адекватного их возможностям и потребностям образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:
1) дети с нарушениями слуха;
2) дети с нарушениями зрения;
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее - ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений) [1].
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования В.Г. Петровой, Ж.И. Шифа, все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты [7].
Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически нездоровых детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Т.А.Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении [3]. У детей с задержкой в интеллектуальном развитии позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у нарушения интеллекта не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом.
У детей с задержкой в интеллектуальном развитии отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности интеллектуально неуспевающих [5].
Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей с нарушенным интеллектом носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит детей с нарушением интеллекта к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у интеллектуально неуспевающих слабо развита.
В исследованиях Р.Д.Тригер было показано, что в отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Личность формируется как некое целостное образование в процессе жизни и деятельности человека, в практике его взаимоотношений с окружающими. [10]. Речь детей с задержкой психического развития также отличается от нормы, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.
Все отмеченные особенности психической деятельности детей с задержкой в интеллектуальном развитии носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
Многие ученые Г.Е. Сухарева, С.Я. Рубинштейн, занимавшиеся изучением детей c ограниченными возможностями здоровья, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Так, Г.Е. Сухарева (1961) пишет: «У детей, страдающих нарушением интеллекта, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир» [9].
Дети с задержкой в интеллектуальном развитии способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Познавательная активность и обучаемость - свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. О произвольности психических процессов, как важнейшем новообразовании в развитии ребенка писал Л.С.Выготский. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с нарушением интеллекта. У детей с нарушением интеллекта на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом [2].
Таким образом, отмеченные нами особенности высшей нервной деятельности младших школьников характерны для незрелой нейродинамики. Установление в процессе коррекционного обучения конкретных проявлений неравномерности развития, определение его структуры позволяет разработать обоснованный индивидуальный подход и сделать правильный выбор технологий обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Автор |
Определение |
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (часть 16 статья 2) |
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению образования без создания специальных условий для получения образования. |
Правовая политика в сфере образования. Словарь. |
Лица с ограниченными возможностями здоровья - это физические лица, не относящееся к категории инвалидов, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению образования без создания специальных условий для получения образования [6]. |
Соколова Н.Д. |
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения. |
Забрамная С.Д. |
Интеллектуальное нарушение - это «качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы». |
Мнение автора статьи |
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это физические лица, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, нуждающиеся в создании специальных условий в обучении и воспитании. |
Список литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/Министерство образования и науки РФ.2014.
Богдан, Н.Н., Могильная, М.М. Специальная психология/[Текст]/ Н.Н.Богдан, М.М.Могильная. - Владивосток: ВГУЭС. 2003. -17 с.
Власова, Т.А., Лубовский, В.И., Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития/[Текст]/Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.И.Цыпина. - М.: Педагогика. 1984.-
56 с.
Гузнищева, М. В. Особенности организации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии/[Текст]/М.В.Гузнищева//М.: Молодой ученый.2015.-№4.-5 с.
Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/[Текст]/С.Д.Забрамная.-М.:Владос. 1995.- 5-18 с.
Малько, А.В., Смирнов Д.А. Правовая политика в сфере образования/[Текст]/А.В.Малько, Д.А.Смирнов. - М.: Проспект.2016. -30 c.
Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие/[Текст]/В.Г.Петрова. - М.: Академия. 2002. -121 с.
Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании/[Текст]/Н.Д.Соколова. - М.: ГНОМ и Д. 2001.-
-180 с.
Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/[Текст]/Г.Е.Сухарева.- М.: Медгиз. 1974. - 7–23 с.
Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой в психическом развитии/[Текст]/Р.Д.Тригер. - Спб.: Питер.2008 .-7 с.