СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гареева Л.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно статистическим данным около 30% молодых специалистов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы. Это происходит по разным причинам. К одной из таких причин можно отнести то, что уже с первого дня работы молодой специалист несет ту же ответственность, что и другие педагоги, работающие не один год. Частьадминистраций и коллеги образовательного учрежденияожидают от молодых специалистов такого же профессионализма, как если бы они работали в этой отрасли многие годы.

Установлено, что становление молодого специалиста обычно происходит примерно за 3–4 года и, как правило, включает в себя следующие этапы:

- адаптация, (в этот период происходит освоение норм профессии, ее основных требований);

- стабилизация, (этот период продолжается дальнейшим совершенствованием профессиональной компетенции);

- творчество, (в этот период педагог уже способен к инновационной деятельности и применению творческого потенциала в педагогической практике).

Для поддержки молодых специалистов и созданию комфортных условий в образовательных организациях, существуют различные меры поддержки, среди которых особое место занимает система наставничества.

Именно система наставничества является действенным и эффективным способом профессионального становления молодого специалиста на начальном этапе их деятельности, то есть на этапе адаптации.

К основным задачам наставничества можно отнести:

- удовлетворение потребности молодого специалиста в непрерывном образовании;

- оказание помощи (методической, психологической и т. д.) в преодолении возникающих затруднений;

- способствование формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;

- помощь молодому специалисту в использовании современных методов, приемов и образовательных технологий в образовательном процессе.

Успешной признается практика, когда молодому специалисту, который приходит работать в новую образовательную организацию, назначают наставника. Чаще всего, это преподаватель той же дисциплины или профиля, которую преподает молодой специалист.В этом случае наставнику и наставляемому легче найти общий язык. Прежде, чем начать работу, наставнику необходимо составить план работы с молодым специалистом. Система работы с молодыми специалистами строится на делении всей деятельности на 3 этапа:

- совместная работа наставника и молодого специалиста;

- координирование деятельности молодого специалиста;

-самостоятельная работа молодого специалиста, а также его творческая деятельность.

Работа с молодым специалистом может проводиться от нескольких месяцев, до нескольких лет, в зависимости от поставленных целей работы.

Планирование основных направлений деятельности педагога-наставника с молодыми специалистами будет более эффективным, если на начальном этапе работы провести анкетирование и диагностику для выявления профессиональных затруднений. Для достижения данной цели обычно используются следующие формы работы: беседа, анкетирование, диагностика.

На основе результатов по выявлению профессиональных затруднений можно составить план индивидуальной работы с молодым специалистом. Необходимо отметить, что для каждого молодого специалиста составляется свой, персональный план работы.

Для того, чтобы период адаптации для молодого специалиста прошел быстрее и работа молодого педагога уже на начальном этапе отличалась эффективностью, наставник может разработать методические рекомендации для молодых специалистов. Основной целью создания таких рекомендаций является возможность пользоваться ими в любое время, когда проконсультироваться с наставником по возникающим вопросам не получается.

Система наставничества предполагает использование различных форм работы: беседа, собеседование, анкетирование, тестирование, тренинговое занятие, методическая консультация, взаимопосещение занятий, участие в различных мероприятиях.

Стили наставничества. Выбор стиля взаимодействия с молодым специалистом зависит от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи.

Инструктаж — стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.

Объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. Ограничения данного метода: увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым; возможность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника.

Развитие — это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Ограничения: вероятность возникновения стресса из-за ответственности, испуга у обучаемого; возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа.

Любая деятельность должна приводить в итоге к определенным результатам. Организация системы наставничества в техникуме позволяет добиться определенных результатов. Результативность деятельности молодых специалистов также можно проследить через их участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы, викторины, олимпиады. Более того. Разработка методических продуктов и публикации педагогических статей позволяют увидеть результаты работы с молодым специалистом.

В профессиональных образовательных организациях необходима система наставничества, для того, чтобы молодые специалисты могли преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в период адаптации и успешно продолжать свою профессиональную деятельность.

Список использованной литературы:

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL:http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/07/04/programma-raboty-nastavnika-s-molodym. - (дата обращения 22.01.2017).

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/03/13/nastavnichestvo. - (дата обращения: 22.01.2017).

  3. Блог тренера НадеждыБондаренко [Электронный ресурс]. - URL: http://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html. - (дата обращения 24.01.2017).

  4. Качественная педагогика XXI века[Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogika-21vek.ru/sistema-nastavnichestva/. - (дата обращения: 22.01.2017).

  5. ИНФОУРОК[Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/nastavnichestvo-267762.html. – (дата обращения: 25.01.2017).

Гареева Л.Р. , 2017

Просмотров работы: 561