К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Янгирова В.М. 1, Нурушова А.Б. 2
1БГПУ им.М.Акмуллы, Институт педагогики, кафедра Теорий и методик начального образования
2БГПУ имени М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из насущных проблем современной системы образования является формирование функциональной грамотности учащихся. В мире получила развитие тенденция: современный человек должен не только обладать системой прочных знаний, но и уметь ими пользоваться.

Лидер Нации Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил, «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»[1].

Согласно Национальному плану действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2016-2020 гг.[2], «функциональная грамотность понимается как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [3] определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности.

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Функциональная грамотность создает оптимальный уровень языкового и речевого развития младшего школьника, который должен обеспечиваться познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60 - х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей [4]. Примерно до середины 70 - х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т. д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности.

Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем [5].

В педагогическом словаре Русиновой Л. П. [6] указано, что функциональная грамотность – уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности [7].

Ряд ученых (O.E. Лебедев[8], Е.И. Огарев[9], A.B. Хуторской[10], О.А. Шамигулова, В.М. Янгирова[11]) рассматривают функциональную грамотность с позиции образованности учащихся и образовательного результата. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать нестандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.[12, с.40].

Компоненты функциональной грамотности:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора [12, с 42].

Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения. В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью (в это понятие входит усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося) выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования [14].

Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия) [15].

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Таким образом, в условиях развития общества традиционная элементарная грамотность становится недостаточной для современного человека. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. На данный момент задана установка на формирование функциональной грамотности, но большинство педагогов, в силу своего накопленного опыта продолжают на практике обучение, направленное на формирование основных знаний, умений и навыков. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении русским языком, являются важнейшим условием общей успешности образования младших школьников. На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как общеучебные, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

Нами было проведено диагностическое обследование по выявлению уровня функциональной грамотности среди учеников 4-ых классов Российской Федерации и Республики Казахстан.

В исследовании принимали участие 139 обучающихся 4-го класса. Возраст испытуемых: 9-10 лет.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка в четвертом классе нами были использованы тестовые материалы, которые были построены на следующих принципах:

- Содержание теста включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация.

Цель нашего исследования была направлена на то, чтобы через проведение тестовых разработок в 4-ом классе выявить уровень функциональной грамотности младших школьников Республики Казахстан и Российской Федерации на уроках русского языка. Разработанные тестовые задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия.

Результаты данных диагностической работы у учащихся г.Уфы Республики Башкортостан показали, что лишь 13% выполнили задания на функциональном уровне, 26%- рефлексивном уровне, и 61%-репродуктивном уровне.

Диагностика уровня функциональной грамотности у учащихся г.Павлодара Республики Казахстан показывает следующие результаты: 12,5% - функциональный уровень, 25%- рефлексивный уровень, 62,5%- репродуктивный уровень.

Диагностическое обследование показало, что не всем обучающимся удалось справиться с заданиями из второго (рефлексивного) и третьего (функционального) уровней. На рефлексивном уровне возникли трудности с заданиями, которые требовали содержательного анализа условий и выработки схемы действия. На функциональном уровне в заданиях были слова и предложения, требующие встраивания в контекст, форма и значение которых определялись предложением в задании.

Ввиду недостаточного свободного владения основными понятийными средствами русского языка, менее половины учеников не справились с заданиями функционального уровня. Подобного рода обследование показывает пробелы, на которые следует обратить внимание при составлении индивидуальных и дифференцированных заданий на уроке и во внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, формируя функционально грамотную личность.

Список литературы

1. Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742.

2. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/news/prezentacija_k_vystupleniju_ministra.pptx.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010.

4. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. Glossary of Adult Learning in Europe. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12.

5. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь.// http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost.

6. Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам: учебное пособие. –Сарапул, 2010. – URL: http://didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo.

7. Терминологический словарь современного педагога. – М.: 1999.

8. Лебедев О.Е. Образовательные результаты Текст. СПб.: Специальная литература, 1999. - 135с.

9. Огарев Е.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен Текст. // Человек и образование.- 2006.- № 8, 9.-С.44-49.

10. Хуторской A.B. Практикум по дидактике и методикам обучения Текст. /A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. - 541с.

11. Янгирова В.М., Шамигулова О.А. Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителя к диагностике образовательных результатов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22221 (дата обращения: 11.11.2016).

12. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с.

13. Громова О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 42.

14.Холодная М.А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание? // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование» (8–12 декабря 2008 г., Москва). — М., 2008.

15. Губанова М.И., Лебедева Е.П.Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12.

Просмотров работы: 1002