СТАДИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТАДИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Богатырева Ж.В. 1, Горбунов И.А. 1
1КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности (в группе, в ученическом коллективе, в обществе в целом). Отмеченное выше имеет место быть и в педагогической деятельности, но специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В. Н. Соковнин отмечает, что достаточно социально зрелой может быть только такая педагогика, которая осведомлена о закономерностях общения [6].

Среди специальных педагогических способностей, есть и способность особого рода. Это способность к педагогическому общению. А. Кан-Калик, который много занимался исследованием этой способности, отметил, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов [5]. Общение является одной из самых сложных его сторон,

так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личностипедагога на личность обучающегося. Одним из важных качеств педагога является умениеорганизовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога [5]. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. Таким образом,

педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися,

порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии.

Проведенный анализ стадий педагогического общения позволил сформулировать следующее:

  1. моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к лекции или мероприятию (прогностический этап);

  1. организация непосредственного общения (начальный период общения) — «коммуникативная атака»;

  1. управление общением в педагогическом процессе;

  1. анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Рассмотрим подробно перечисленные выше стадии, характеризующие поэтапное развертывание педагогического общения.

Первая стадия педагогического общения—егомоделированиесвязана сосуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия,

адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога,

особенностям отдельных учащихся и ученического коллектива в целом.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Кроме того, на этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы,

например, выбор средств достижения эмоциональной синтонности взаимодействующих субъектов [8; 9]. Это, в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

В. А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку педагога к лекции важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления. Она может быть представлена следующим образом:

  • вспомните конкретный ученический коллектив или ряд коллективов, в которых предстоит давать лекцию;

  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с ним и блокировать отрицательные — они будут вам мешать;

  • вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данн ом коллективе,

возможен ли он на сегодняшней лекции, вписывается ли в нее;

  • попытайтесь представить, как коллектив воспримет вас и учебный материал;

  • соотнесите присущий вам стиль общения с коллективом с задачей (обучающими,

развивающими, воспитывающими) сегодняшней лекции, попытайтесь добиться их единства;

  • работая над конспектом, планируя фрагменты и части лекции, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

  • вспомните ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к студентам;

- попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на лекции, это сделает вас более уверенным [5].

Вторая стадия педагогического общения предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу,позволяющую ему иметь некотороепреимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным коллективом; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях. Здесь происходит и конкретизация объекта общения. Обычно в качестве объекта общения выступает ученический коллектив в целом. Однако в зависимости от конкретных педагогических задач коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе учащихся или на одном воспитаннике.

Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с ученическим коллективом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу.

Третья стадия педагогического общения—управление общением,суть которогосостоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Управление общением складывается из конкретизации модели общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения, учета ведущей репрезентативной системы восприятия информации [8; 9].

Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом,

создать эмоциональную атмосферу и др. Для завоевания инициативы в общении В. А. Кан-

Калик рекомендует следующие технологические приемы:

  •  
    • оперативность при организации начального контакта с ученическим коллективом;

  •  
    • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к деловому и личностному общению;

  •  
    • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами

  • начале взаимодействия;

  •  
    • оперативное достижение социально-психологического единства с коллективом,

формирование чувства «мы»;

  • введение личностных аспектов во взаимодействие с учащимися;

  • преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

  • организация цельного контакта со всем ученическим коллективом;

  • постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

  • сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-

ориентировочных;

- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность,

обаяние и т.п.;

  • использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микро мимики, контакт глазами и т.п.;

  • умение «транслировать» в коллектив собственную расположенность к учащимся,

дружественность;

  • нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;

  • понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния,

передача учащимся этого понимания;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с педагогом.

В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе лекции, самочувствии педагога и учащихся. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Зато учащиеся воспринимают их сразу. Если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с учащимися и в конечном итоге сказывается на характере педагога — формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой лекции и воспитательного мероприятия всегда ощущается коммуникативная партитура.

Четвертая стадия анализ хода и результатов осуществленной технологиипедагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и посвоему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается,

но и может стать неадекватным.

Главное назначение этой стадии — диагностически-коррекцонное.

Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной

педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Ярославль, 1989.

  1. Байдукова Л.Д., Богатырева Ж.В. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного обучения. Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 179-181.

  1. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.

  1. Везиров Т.Г., Богатырева Ж.В. Учет репрезентативной системы организации информационно коммуникативной среды вуза в подготовке специалистов//Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 69-70.

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

  1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. для высш. Пед учеб.заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М., Издательский центр «Академия», 2002.

  1. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее ваимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993.

  1. Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 172.

  1. Хачиянц А.Л., Богатырева Ж.В. Роль репрезентативной системы в процессе обучения. Модернизация системы непрерывного образования: Материалы V Международной научно-

практической конференции. Под общей редакцией: Т.Г. Везирова,Тищенко Л.Н.,Мамедов

Ю.А., Султанов Э.С., Харченко Л.Н., Палангов А.Г., Бакмаев Ш.А.. Махачкала, 2013. С. 312-

 

Просмотров работы: 977