ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вычикова О.П. 1
1ГГПИ им.В.Г.Короленко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, направленной на модернизацию социально-экономического развития страны.

Воспитание духовное - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Воспитание духовное включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека [5].

В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.

Проблема духовно–нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет [2].

Духовность рассматривается как сопереживание человеком единства его наружного и внутреннего бытия, а также установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность – проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней собираются проблемы, касающиеся высшего уровня духовного освоения мира человеком [1].

Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть в то же время и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром людей и вещей. Сфера духовной жизни - это не просто изучение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь понимание и переживание личного жизненного опыта [4].

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества [2].

Процесс нравственного воспитания организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, отбирает необходимое содержание деятельности, создает в ней специальные ситуации общения для проявления нравственных отношений между участниками труда, игры, учения. Нравственное воспитание, проникая в любую деятельность школьника, насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под влиянием которых формируется нравственные черты, составляющие главный стержень личности [5].

Программы духовно–нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. При этом чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с четко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включенной в учебно–воспитательный процесс школы. [3].

Примером такой воспитательной системы может служить «Программа духовно–нравственного развития и воспитания младшего школьника», разработанная педагогическим коллективом средней общеобразовательной школы №15 г. Глазова.

Программа духовно–нравственного развития и воспитания младшего школьника включает в себя 5 разделов:

- воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному выбору профессии.

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

- воспитание социальной ответственности и компетентности.

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека [1].

Чтобы узнать, как духовно развиты дети, как осуществляется их духовно-нравственное воспитание, мы провели исследование. В исследовании приняли участие младшие школьники 2 «Б» класса, в котором обучаются 15 мальчиков и 15 девочек, но причине здоровья не все смогли участвовать в нашем исследовании. В ходе исследования мы использовали диагностические методики, позволившие увидеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий [7].

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

В процессе формирующего этапа исследования у 78% испытуемых выявлен средний уровень духовно-нравственного развития по показателю отношения к жизненным ценностям.

По показателю «Уровень развития нравственной мотивации» были получены следующие данные: у 23% - достаточно высокий уровень, у 52 % испытуемых - средний уровень, низкий – у 15 %. Результаты диагностики нравственной мотивации оценивались по количеству положительных ответов на вопросы анкеты в каждой экспериментальной группе. Уровень нравственной самооценки во 2 «Б» и во 2 «А» классах находится на достаточно высоком уровне (2 А класс – 34 баллов, 2 Б класс – 39 баллов), что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.

Дети научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других. Наблюдения и анализ поступков показали, что у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Чтобы изучить уровень нравственной самооценки, мы провели анкетирование. Анкета состояла из 10 вопросов. В анкетировании участвовало 28 младших школьников. Анкетирование проводилось фронтально. Результат показал, что у 32% испытуемых достаточно высокий уровень нравственной самооценки.

Контрольный этап исследования показал, большинство испытуемых (91%) выявлен высокий и достаточно высокий уровни духовно-нравственного развития.

Специально организованные мероприятия на духовно-нравственную тематику в экспериментальных группах, а также грамотная просветительская работа с родителями, активная научно обоснованная деятельность и усилия учителя в ходе учебно-воспитательного процесса, влияют на эффективность воспитания духовно–нравственной личности младшего школьника.

Наше исследование показало, что ученики духовно–нравственно развиваются, если учитель владеет соответствующей компетентностью для реализации Программы школы. Нравственное и духовное воспитание ребенка это одно из важных видов в воспитательной работе. Решающее значение для духовно-нравственного воспитания младших школьников имеет духовный и нравственный опыт учителя.

Литература

  1. Абрамов, С. И. Духовно–нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С. И. Абрамов // Педагогика. – 2009 –№8 - С 27-37

  2. Галицкая И. А. Понятие «духовно–нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46

  3. Данилов, А. Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России: извлечения / А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Народное образование. – 2010. - №1. – С. 39 -46

  4. Игнатьева, Е.Е. Духовно–нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. -№9. – с.8 – 11

  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23.

  6. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.

  7. Тутолмин-Линдт П.А., Тутолмин А.А., Тутолмин А.В. Компетентностная педагогическая поддержка духовно-нравственного воспитания младших школьников: монография) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 6. – С. 61-63;

Literature

1. Abramov, S. I. Spiritual–moral education of schoolchildren in the system of additional education in small cities / S. I. Abramov // Pedagogy. – 2009 –№8 - From 27-37

2. Galitskaya, I. A. the Concept of "spiritually–moral education" in the modern pedagogical theory and practice / I. A. Galitskaya, I. V. Metlik // Pedagogy. – 2009. - No. 10. –S. P6 - 46

3. Danilov, A. J. the Concept of spiritually–moral development and education of the person citizen of Russia: extracting / A. I. Danilov, A. Kondakov, V. A. Tishkov // Narodnoe obrazovanie. – 2010. - No. 1. – P. 39 -46

4. Ignatieva, E. E. moral education of students / E. E. Ignatieva // Education of pupils. – 2010. No. 9. – p. 8 – 11

5. Sicakova, N. P. Spiritually-moral education of students: problems, theory, and technology [Text textbook / N. P. Sicakova, I. V. Verkhovikh. – Chelyabinsk: publishing house of Chelyabinsk. GOS. PED. University press, 2016. – 197 p

Вычикова Олеся Петровна, студентка 333 группы, фак. ПиХО.

Науч. рук.: Тутолмин Александр Викторович, докт. педагог. наук, профессор ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко.

 

 

 

Просмотров работы: 762