ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Согласно проведенному анализу в последние десятилетия в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой способности ребенка и его речевой коммуникации в целом [3].

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них, по мнению Р.Е. Левиной, значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [4]. Многие ученые в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. На наш взгляд наименее изученной является проблема формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи лексико-грамматических средств языка и занимает важнейшее место в современных педагогических науках.

При общем недоразвитии речи формирование словообразования и словоизменения происходит с большими трудностями. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Словоизменение является одной из основных функций эффективной коммуникации, а она выступает одной из базовых человеческих компетенций [2].

В современных педагогических, лингвистических исследованиях, связанных с проблемой совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности [3].

В связи с вышеизложенным, нам показалось важным рассмотреть педагогические условия, которые будут способствовать более эффективному процессу формирования способов словоизменения глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для более эффективного формирования способов словоизменения глаголов у детей ученые предлагают использовать дидактические игры, комплексы дидактических упражнений и другие методики, реализация которых основывается на определенных условиях.

Значение педагогических возможностей использования дидактических игр хорошо изучены. Дидактическая игра способствует заинтересованности детей, совершенствованию сенсомоторной сферы, развитию таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, классификация. Она также развивает внимание, память, умение подчиняться правилам, оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

Дидактические игры способствуют решению практически тех же задач, что и упражнения. Но дидактическую игру от простого упражнения отличает также наличие в ней выигрыша, а объединяет получение заранее определенного конечного результата. Упражнения организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют, а игра может быть самостоятельной деятельностью. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий [5].

Первое условие – разработка многофункциональной дидактической игры, направленной одновременно на формирование способов словоизменения глаголов по лицам, видам и временам. Проведение занятий в форме дидактических игр дают возможность предупредить грамматические ошибки детей. Для лучшего усвоения способов словоизменения глаголов, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Одним из важных условий является проведение многофункциональной дидактической игры, направленной на усвоение и закрепление грамматических форм.

Второе условие – подбор дидактического материала по словоизменению глаголов по лицам, временам и видам с учетом возраста. При этом следует опираться на методические рекомендации:

1) отбор лексического материала, характерного возрасту детей, и на его основе подбор соответствующего наглядного материала;

2) поскольку формирование словоизменение глаголов проходит медленно, надо начать с простых и доступных способов словоизменения, которые будут получаться, и доставлять удовольствие;

3) обязательное условие - регулярное выполнение игры;

4) нужно соблюдать комфортный для детей темп выполнения;

5) важным является участие и ободряющее поведение взрослого;

6) инструкция должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Третье условие – разработка алгоритма реализации дидактической игры. Дидактическая игра должна реализовываться по принципу постепенного усложнения. Дидактические игры дают положительный эффект при планомерном их проведении.

Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность «от простого к сложному». От одного занятия к другому усложняется и требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнения. Так постепенно у детей закрепляются полученные навыки.

В детских учреждениях комбинированного вида обучение и воспитание ведется по двум программам:

- Основная Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.

Проанализировав данные программы, выявили отсутствие отдельного раздела по развитию словоизменения глаголов у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня. Внутри раздела по формированию лексико-грамматических средств языка, в программе по коррекции нарушений речи, существуют задачи по изучению только некоторых форм словоизменения путем практического овладения глаголами.

Данные задачи отражаются в перспективном плане логопедов, но на логопедических занятиях из-за недостатка времени часто не реализуются. В группе с воспитателями таких занятий не проводится. Логопеды и воспитатели детских садов констатируют отсутствие разработанных дидактических игр, направленных на формирование словоизменение глаголов у детей.

Проанализировав данные, было выявлено, что педагоги, в ходе образовательной деятельности, не используют дидактические игры, направленные на развитие словоизменения глаголов, в связи с отсутствием конкретных дидактических игр по развитию данного направления. Это позволяет нам предложить возможность и эффективность применения дидактической игры в целях развития словоизменения глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, создание перечисленных педагогические условий, к которым отнесены: разработка многофункциональной дидактической игры, направленной одновременно на формирование способов словоизменения глаголов по лицам, видам и временам; подбор дидактического материала по словоизменению глаголов по лицам, временам и видам с учетом возраста; разработка алгоритма реализации дидактической игры будут способствовать эффективному формированию способов словоизменения глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., Просвещение, 2009. 220 с.

  2. Кузнецов С.А. Глагольное словоизменение и формообразование в современном русском языке. Диссертация. С-Пб., 2000. 314 с.

  3. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. М., 2009. С 149- 163.

  4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2009. 314 с.

  5. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. Спб: изд. КАРО, 2005. 96с.

Просмотров работы: 666