ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Дрюпина А.В. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении жизни каждого человека его психика функционирует ради достижения состояния покоя. Сохранение стабильности является приоритетом, и ради него психика вынуждена подвергаться нагрузкам и осуществлять процесс, который можно назвать ключевым в жизни человека: процесс адаптации.

В этом противоборстве движения и стазиса заключена сама суть существования любого живого организма. Пытаясь достичь постоянства, благополучной неизменности, всякое живое существо вынуждено вырабатывать новые и новые механизмы взаимодействия с окружающей средой и так никогда и не достичь своей цели, потому что постоянство возможно только в случае прекращения жизни. Человеческие существа организованы, конечно, значительно сложнее. Им дано самосознание - высшая ступень развития психики, и человек - единственное существо, способное сознательно отказаться от адаптации в и оказаться в состоянии стагнации, и если речь идет о прекращении психической адаптации, то итогом такого отказа станет невозможность адекватно функционировать ни в рамках управления человеком самим собой, ни в рамках социальных взаимодействий.

С необходимостью адаптироваться человек сталкивается постоянно. В раннем детстве ребенок вынужден адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляют ему родители: например, смиряться с необходимостью пользоваться горшком, держать ложку самостоятельно, не кидаться песком в других детей. Ребенок вынужден смириться с ограничениями своих импульсов, и это смирение - адаптация. Отказ от адаптации спровоцирует недовольство значимых взрослых и прочие негативные последствия, и на этом этапе ребенок еще не в состоянии сознательно принять решение иметь дело с этими последствиями. Но позже появляется и такой вариант - выбрать не предписанную адаптацию, а адаптацию к негативным последствиям. Например, в подростковом периоде, столкнувшись с требованием матери или отца отказаться от общения с уличной компанией, подросток может адаптироваться или к желанию семьи, или к ее недовольству, то есть научиться с тем или иным успехом, но коммуницировать с недовольными родителями.

Социальная адаптация - ключевая часть процесса социализации, успешность которого признается необходимым критерием развития психологически благополучной личности. Опыт столкновения с конфликтными ситуациями неизбежно приобретают все индивиды, и этот опыт во многом определяет протекание процесса социальной адаптации.

Такое качество личности как “неконфликтность” часто называют в числе желательных, подразумевая, что удаленность человека от конфликта является его приобретенным и чрезвычайно полезным для коммуникации навыком. Однако под этим термином может скрываться совсем не то, что вкладывает в него говорящий. По сути, неконфликтность - это или предпочтение избегающей стратегии при возникновении конфликтной ситуации, или неразделение человеком психологических границ своего “я” с другими, то есть неготовность отстаивать свои интересы и взгляды вовсе, или, в третьем случае, действительно навык моментально достигать продуктивного выхода из конфликтной ситуации.

Опыт участия в конфликтных ситуациях не просто желателен, он необходим для адекватного развития личности. Только в ситуациях столкновения взглядов или интересов человек в состоянии научиться осознавать свое “я” и осознать возможные стратегии поведения при таком столкновении. Разделение психологических границ - ключевой навык для взрослого человека, ведущего самостоятельную жизнь. Что понимается под этим разделением? Осознание того, что человек - “я” - всегда отделен от окружающего мира и окружающих людей. Отсутствие слияния, подстраивания под чужие границы, признание за окружающими людьми права функционировать в рамках их собственных границ. Научиться управлять этим процессом возможно именно в ходе коммуникации с другими людьми, в процессе чего неизбежно возникнет ситуация потенциального конфликта.

Важно подчеркнуть, что в нашем видении конфликт - это не то явление, которого стоит избегать и не допускать ни при каких обстоятельствах. Опыт продуктивного поведения в конфликте способствует развитию личности и укреплению ее адаптивных способностей.

Конфликт - это форма социального взаимодействия между двумя и более индивидами, возникающего при несовпадении интересов, ценностей, восприятия и т.д. Следует развести понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”. Конфликтная ситуация - это совокупность определенных обстоятельств, которые могут привести к открытому конфликту, а могут не привести. Например, если в школе N девочкам положено ходить в черных юбках, а ученица 5 класса “А” пришла в темно-синей, и это заметил педагог, такое стечение обстоятельств является, по сути, конфликтной ситуацией, но станет ли она конфликтом, зависит от реакции педагога: он может вывести конфликт в открытое поле, а может опустить ситуацию, и она так и останется в позиции “потенциального конфликта”.

Педагогические конфликты - это разновидность социальных межличностных конфликтов, которые можно рассматривать как форму проявления противоречий между субъектами-участниками образовательного процесса. Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

В нашей статье мы уделим внимание взаимодействию в конфликте таких субъектов, как ученик и педагог.

Педагогические конфликты имеют огромный воспитательный потенциал для всех субъектов-участников. Полноценное продуктивное преодоление такого конфликта возможно на основе психолого-педагогических знаний педагога, а также признания им воспитательного потенциала конфликта. Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с неприятием конфликта как нормы функционирования микросоциума. С чем это связано?

Во-первых, с распространенным мифом о пользе так называемой “неконфликтности”, упомянутой выше. Во-вторых, с часто встречающимся мнением, что у “хорошего педагога” не возникает конфликтов. В продолжение этого - со стремлением педагога поддерживать определенный положительный имидж.

Все названные причины связаны, на наш взгляд, в первую очередь с недостатком психолого-педагогических компетенций у педагога, что может быть вызвано нехваткой теоретических знаний или практического опыта. Также огромную роль играют личные особенности педагога: его зависимость или независимость от мнения коллег, его индивидуальные стратегии поведения в конфликте, характеристики темперамента. Для педагога крайне важно иметь навыки рефлексии и уметь анализировать конфликтную ситуацию не в отрыве от окружающего мира, своих и чужих личных характеристик, а в совокупности, важно постоянно осознавать возможный воспитательный потенциал ситуации и ставить цель на каждую возникающую ситуацию.

Моментальное целеполагание в ситуации конфликта - сложный комплексный навык, но его наличие позволяет достигать высокой продуктивности.

Рассмотрим, какую пользу может принести педагогический конфликт для обеих сторон-участников.

Итак, если ученик стал участником конфликта, потенциал продуктивности заключается в:

  1. обретении представления о приемлемом стиле коммуникации в конфликте, о сохранении границ и уважении;

  2. позитивном контакте с ролевой моделью, которой может выступать педагог, если он контролирует ситуацию и проявляет уважение к ученику;

  3. снижении тревожности за счет исключения этапа эскалации конфликта и, как следствие, повышение готовности к рефлексии и анализу ситуации.

В нашей статье мы отдельно уделим внимание вопросу конфликту педагога с учеником-подростком. Для начала необходимо вспомнить ключевые особенности подросткового возрасте.

Ключевые темы в психологии подростка - вопрос границ и вопрос психологической эмансипации. В представлении взрослых подросток невероятно конфликтен, груб, импульсивен, стремится к отделению от семьи, рискует, подвержен резким перепадам настроения. Все эти черты вызваны, во-первых, гормональными изменениями, во-вторых, переломным моментом функционирования психики. Эмоциональная лабильность, импульсивность - это влияние гормональной перестройки, грубость и конфликтность - последствия стремления к эмансипации при неготовности ее получить.

Педагог и подросток часто оказываются на пороге конфликта из-за несовпадения взглядов на вопрос уважения: для подростка характерно подвергать сомнению авторитеты и наделять им только тех взрослых, кого они лично высоко оценили, а для взрослого понятно и логично требовать уважения к себе, т.к. взаимное уважение является основой коммуникации. Здесь мы возвращаемся к вопросу ролевой модели.

Важна ли для подростка ролевая модель? Младшему школьнику иметь рядом уважаемого взрослого гораздо легче, чем подростку, потому что для младшего школьника авторитет - это статусное явление, связанное с возрастом и положением. Человек, наделенный властью диктовать правила и оценивать, автоматически становится авторитетом. Ролевой моделью для младшего школьника становится тот, кто является авторитетом. Но для подростка наличие ролевой модели не менее важно. В подростковом возрасте, однако, это место часто занимают звезды, известные личности или персонажи, но стать ролевой моделью в глаза подростка возможно и педагогу, если он демонстрирует одобряемые подростками качества и модели поведения. Например, поощряет их стремление к самостоятельности, интересуется их мнением, сохраняет связь с современным искусством, музыкой, киноматографом, проявляет уважение к личности ученика.

Стратегия поведения педагога играет огромную роль. Все правила и нормы, озвучиваемые педагогом, должны им же соблюдаться неукоснительно. Правила, в отдельности правила безосновательные и необъяснимые, тревожат и раздражают подростка, и часто, столкнувшись с правилом или нормой, подросток проверяет границы - насколько можно нарушить это правило, насколько его нарушают другие, что следует за нарушением.

Возвращаясь к потенциалу продуктивности педагогического конфликта, подчеркнем необходимость сохранения границ в коммуникации. Сохранение границ заключается в оценке действия, а не личности подростка, отсутствие грубых оценок, ярлыков, а также неприятие попыток подростка совершать аналогичные действия. Демонстрация приемлемого стиля коммуникации оказывает положительное влияние на стиль коммуникации подростка, что в свою очередь снижает агрессивность протестной реакции и сподвигает подростка к анализу ситуации.

Подводя итоги, можно сказать, что осознание воспитательного потенциала конфликта между педагогом и учеником, в том числе учеником-подростком, является минимальным условием для осуществления этого потенциала. Использование психолого-педагогических знаний и осознание себя как ролевой модели поможет педагогу сделать выход из конфликта продуктивным даже в том случае, если конфликт не будет разрешен или будет разрешен не в пользу интересов педагога.

Список литературы

Андреев, В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.

Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25-37.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – Москва: АСТ. 2009 г. – 816 стр.

Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1997. - № 1.- С. 42-52.

Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.

Просмотров работы: 577