ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Разумный А.С. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Табачная промышленность — одна из отраслей пищевой промышленности, предметом производства которой являются различные табачные изделия и сырьё для их изготовления. Производство базируется на переработке табачного листа, культивированием которого, наряду со всеми продуктами сельского хозяйства, ученые-селекционеры занимаются на протяжении десятилетий. Являясь на стадии производства технико- и трудоемким, высокорентабельным процессом, промышленное изготовление табачных изделий создает высокооплачиваемые рабочие места, а сам табак, являясь подакцизным товаром — составляет в бюджете государств немалую долю годового дохода.

Основными странами производителями сигарет являются: Китай, США и Великобритания. Мировой рынок табака распределен в основном между крупными компаниями производителями: CNTC (China National Tobacco Corporation, Китай), Philip Morris International, США), BAT (British American Tobacco, США-Великобритания), Imperial Tobacco (Великобритания), Japan Tobacco (Япония). На долю этих компаний приходится примерно 70% мирового табачного рынка. Остальные 30% достаются другим более мелким компаниям. В таких странах как Китай, Камбоджа, Йемен, Джибути проживают наиболее табакозависимые потребители, что влияет на объемы продаж табачных изделий в этих странах. Мировой рынок табачных изделий ежегодно превышает 5 триллионов сигарет. По статистическим данным ВОЗ более миллиарда жителей планеты курят. Это обеспечивает постоянный спрос на табачную продукцию. Основной спрос обеспечивают жители развивающихся стран. В более развитых странах спрос на табачную продукцию снижается, благодаря активной борьбе государств с курением, приносящим огромный вред здоровью населения. Самыми крупными рынками сбыта сигарет являются Китай и США, а также Япония и Россия. [1] Табачная промышленность РФ является одной из немногих отраслей, которая в последние годы постоянно наращивает объемы производства. Основными видами изделий, выпускаемых табачными фабриками России, являются папиросы и сигареты, теперь уже в основном сигареты с фильтром. Кроме этого производятся курительные, трубочные и кальянные табаки, сигары, сигариллы. К табачной отрасли относятся и производства, выпускающие восстановленный табак, расширенную жилку и некоторые другие изделия. Увеличение объемов производства курительных изделий неразрывно связано с наращиванием мощностей табачных фабрик. Прирост мощностей осуществляется как за счет собственных средств предприятий, так и за счет иностранных инвестиций. Используя различные источники финансирования, табачные фабрики в первую очередь ведут реконструкцию табачных цехов, внедряют современные установки, что позволяет работать эффективно при умеренных затратах, окупая их в короткие сроки. При этом сокращается расход дорогостоящего табачного сырья, возрастают возможности управления качеством готовой продукции, уменьшения содержания смол и никотина, оперативного изменения ассортимента с учетом потребительского спроса. В составе табачной мешки все более широко включается восстановленный табак, расширенная жилка и взорванный табак, соуса и ароматизаторы. На большинстве предприятий в технологическую цепочку введены установки для соусирования и ароматизации, что значительно расширило возможности по выпуску новых, современных видов продукции.

Табачный рынок России

«Филип Моррис Ижора» — российская табачная фабрика, дочернее предприятие Philip Morris International, является одной из ведущих табачных компаний в мире.

Табачный производитель Philip Morris International (PMI) увеличил отгрузки сигарет в России в первом полугодии 2015 г. на 3,9% год к году до 42,1 млрд шт., сообщила компания. Ее доля на российском рынке по результатам шести месяцев выросла на 0.8 п. п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 27,6%, приводит PMI данные Nielsen. C конца прошлого года доля осталась неизменной.

На фоне ослабления экономики потребители все чаще выбирают более дешевую продукцию. Так, у PMI, особенно активно росли продажи недорогих брендов (например, Bond Street и Next), а также премиального бренда Parliament.

По результатам пяти месяцев 2015 г. доля рынка немного выросла только у British American Tobacco (BAT) – на 0,1 п. п. год к году до 21,5% в натуральном выражении, свидетельствуют данные Nielsen, предоставленные одним из табачных производителей. По этим данным, Japan Tobacco International (JTI) c прошлого года потеряла почти 1,2 п. п., а доля компании составила 33,7%.

Отгрузки и доля PMI росли на падающем рынке: во II квартале 2015 г. легальный рынок сигарет в России сократился на 4,2% год к году до 77,2 млрд. шт. Легальный табачный рынок в стране сократился на 6,5%. Причинами является: рост цен из-за повышения ставок акцизного налога и снижающаяся покупательная способность населения.

Крупнейшие табачные компании объясняли ранее рост нелегального рынка поставками сигарет, акциз с которых уплачен в странах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане. Но так как рост цен начал замедляться в этом году, то и нелегальный рынок должен перестать наращивать долю. [2]

По сравнению с прошлым годом с начала 2015 г. падение на рынке замедлилось, но восстановления продаж на рынке не ощущается. Возможно восстановление в ближайшее время — не столько из-за экономической ситуации, сколько из-за антитабачных инициатив: в результате люди стали меньше курить.

За прошлый год доля курящих в России сократилась на 2 п. п. до 23%, по данным экспертов Synovate Comcon. По итогам второго полугодия 2014 г. в России курят 35% мужчин и 13% женщин, оценивали аналитики. При этом 37% из них пытаются бросить, говорится в исследовании.

Легальный рынок сигарет в России за 2015 г. сократится на 9–12% .

Заключение

Табачная промышленность Российской Федерации обеспечивает бюджету ежегодно свыше 250 млрд руб. Объем отечественного рынка табачной продукции оценивается в 346 млрд шт. сигарет в год или 800 млрд руб. в денежном выражении.

Падение объема российского табачного рынка в 2015 году превысило 6% из-за роста цен на сигареты и снижения покупательской способности. Нарастить долю на сокращающемся рынке в прошлом году удалось трем из пяти крупнейших компаний — Philip Morris International (PMI), «БАТ Россия» и «Донскому табаку». В этом году, по прогнозам PMI, рынок может сократиться еще на 9%, а стоимость сигарет — вырасти на 14%. [3]

Литература

1. «О стратегии развития табачной отрасли в Российской Федерации» / В.А.Саломатин // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2010. – № 8. – С. 8-10.

2. «Организационно-экономические аспекты конкурентоспособности и ценообразования табачной продукции в России» [Электронный ресурс] / Ю.В. Кот // Научное обеспечение инновационных технологий производства и хранения сельскохозяйственной и пищевой продукции: сб. материалов II Все- рос. науч.-практ. конф.молодых ученых и аспирантов (7-25 апр. 2014 г.) / ГНУ ВНИИТТИ. – Краснодар, 2014 – С. 156-159.

3. «Пути повышения инновационной активности предприятий табачной промышленности» / Л.Н. Дробышевская, Ю.В. Кот // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – Ростов-на-Дону, 2014. – № 11 (54). – С. 83-92.

4. «Специфика инновационных процессов в табачной отрасли /В.А.Саломатин // Пространство экономики . 2011. №4-2. С.61-65. [1]

5. Трутнев О., Газета «Коммерсантъ» №19 от 05.02.2016, стр. 7. [3]

6. Демидова А., газета «Ведомости», статья «Отгрузили против рынка», № 3875 от 17.07.2015. [2]

Просмотров работы: 2676