Проблема девиантного поведения нашла свое отражение в работах Ю.М. Антоняна, Г. Беккера, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, Э. Дюркгейма, К.Е. Игошева, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, В.Н. Кудрявцева, А.Е. Личко, Р. Мертона, Т. Парсонса, А.Р. Ратинова, Д.И. Фельдштейна и многих других. Исследовались причины, условия и факторы, влияющие на возникновение этого социального явления. Само понятие "девиантное (от лат. deviatio - отклонение) поведение" определяется специалистами по-разному, но при этом лишь немногие из них пытаются выявить и указать в определении наиболее существенные его признаки [3].
Абсолютное большинство исследователей, определяя девиантное поведение, подчеркивает такой сущностный признак как отклонение от норм. Анализ литературы показывает, что обычно называются правовые, нравственные, эстетические, социальные и даже нормы психического здоровья. Так, например, И.С. Кон определяет девиантное поведение как нарушающее социальные и культурные нормы, а также нормы психического здоровья .
Девиантное поведение, по нашему мнению, — это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.
Средой такого поведения являются улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально- культурное окружение, общение людей друг с другом [1].
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период окружающая среда оказывает наибольшее влияние. Поведение подростка отражает проявление сложного процесса формирования его личности. Отклонения в этом процессе могут быть связаны с различными нарушениями. Нередко девиантное поведение подростков проявляется в связи с нарушением их эмоционального развития. С этим связаны осложнения психологического развития [5].
Социальные нормы регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. Сюда можно включить и нравственные и эстетические и правовые нормы. Следует отметить, что социальные нормы определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу, интервал допустимого поведения, деятельности людей. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни большинства населения. Так, правовые нормы оформлены в виде свода законов, и их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное по закону. Нарушение нравственных и эстетических норм вызывает общественное порицание, осуждение. В любом случае общество реагирует на нарушение санкциями по отношению к нарушителю. Исходя из этого, можно предположить, что когда мы говорим о девиантном поведении, то подразумеваем отклонения хотя бы от одной из общественных норм.
Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий ("можно" - "нельзя"), которые исполняют роль внешних границ и с которыми человек соотносится, программируя свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, активности, в образовании и воспитании, в усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение границ, то есть их простраивание. Границы приобретают упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость и пр., другими словами, формируются их качественно-количественные характеристики, которые проявляются в многообразных функциях границ, в том числе и регулятивной. В подростковом периоде особенно интенсивно происходит интернализация сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию подростком сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм.
В связи с особенностями подросткового возраста перед социальным педагогом, социальным работником встает проблема своевременного предотвращения отклонений от социальных норм в поведении подростков. С целью предупреждения девиаций осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, который получил название профилактика.
Профилактическая деятельность направлена на:
оказание психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;
создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для оптимального осуществления процесса социализации личности;
обеспечение комплекса мер социально-правовой защиты ребенка [4].
Для успешной профилактики девиантного поведения социальным педагогам, социальным работникам необходимо:
ограничить или полностью нейтрализовать негативное влияние социальной среды;
ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной субкультурной группы, деликвентного межличностного общения).
Система профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:
организационную работу комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, социальные работники и др.);
создание воспитывающей среды, позволяющей наладить межличностные отношения детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы;
функционирование групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
организацию профессиональной подготовки специалистов, способных оказывать социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь;
реализацию общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам подростков с девиантным поведением поведением (телевизионные программы, обучающие программы, беседы, тренинги и т.д.);
организацию детского досуга. Подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, поэтому организация их досуга является важным направлением профилактической и воспитательной работы. Значимую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.
информационно-просветительскую работу [2].
В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важное значение имеет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль в социализации личности подростка.
При выборе организационных форм, путей и способов профилактического воздействия на групповое общение подростков с отклоняющимся поведением необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях той или иной группы, эффективности в переориентации личности подростков с девиантным поведением.
Литература
Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.
Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2007. – 231 с.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д.Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.