К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отклонений от социальных норм несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлась предметом внимания социально-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Сегодня в условиях социально-экономического кризиса в России усугубляется и социальное расслоение общества, увеличивается «расстояние» между людьми, имеющими разный социальный статус, что, безусловно, оказывает негативное влияние на несовершеннолетних, сказывается на условиях социализации различных групп детей, их поведении, которое часто характеризуется девиациями. Поэтому, в условиях современного общества проблема отклонений от социальных норм в поведении подростков очень актуальна.

Проблема девиантного поведения нашла свое отражение в работах Ю.М. Антоняна, Г. Беккера, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, Э. Дюркгейма, К.Е. Игошева, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, В.Н. Кудрявцева, А.Е. Личко, Р. Мертона, Т. Парсонса, А.Р. Ратинова, Д.И. Фельдштейна и многих других. Исследовались причины, условия и факторы, влияющие на возникновение этого социального явления. Само понятие "девиантное (от лат. deviatio - отклонение) поведение" определяется специалистами по-разному, но при этом лишь немногие из них пытаются выявить и указать в определении наиболее существенные его признаки [3].

Абсолютное большинство исследователей, определяя девиантное поведение, подчеркивает такой сущностный признак как отклонение от норм. Анализ литературы показывает, что обычно называются правовые, нравственные, эстетические, социальные и даже нормы психического здоровья. Так, например, И.С. Кон определяет девиантное поведение как нарушающее социальные и культурные нормы, а также нормы психического здоровья .

Девиантное поведение, по нашему мнению, — это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Средой такого поведения являются улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально- культурное окружение, общение людей друг с другом [1].

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период окружающая среда оказывает наибольшее влияние. Поведение подростка отражает проявление сложного процесса формирования его личности. Отклонения в этом процессе могут быть связаны с различными нарушениями. Нередко девиантное поведение подростков проявляется в связи с нарушением их эмоционального развития. С этим связаны осложнения психологического развития [5].

Социальные нормы регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. Сюда можно включить и нравственные и эстетические и правовые нормы. Следует отметить, что социальные нормы определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу, интервал допустимого поведения, деятельности людей. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни большинства населения. Так, правовые нормы оформлены в виде свода законов, и их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное по закону. Нарушение нравственных и эстетических норм вызывает общественное порицание, осуждение. В любом случае общество реагирует на нарушение санкциями по отношению к нарушителю. Исходя из этого, можно предположить, что когда мы говорим о девиантном поведении, то подразумеваем отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий ("можно" - "нельзя"), которые исполняют роль внешних границ и с которыми человек соотносится, программируя свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, активности, в образовании и воспитании, в усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение границ, то есть их простраивание. Границы приобретают упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость и пр., другими словами, формируются их качественно-количественные характеристики, которые проявляются в многообразных функциях границ, в том числе и регулятивной. В подростковом периоде особенно интенсивно происходит интернализация сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию подростком сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм.

В связи с особенностями подросткового возраста перед социальным педагогом, социальным работником встает проблема своевременного предотвращения отклонений от социальных норм в поведении подростков. С целью предупреждения девиаций осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, который получил название профилактика.

Профилактическая деятельность направлена на:

  • оказание психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для оптимального осуществления процесса социализации личности;

  • обеспечение комплекса мер социально-правовой защиты ребенка [4].

Для успешной профилактики девиантного поведения социальным педагогам, социальным работникам необходимо:

  • ограничить или полностью нейтрализовать негативное влияние социальной среды;

  • ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной субкультурной группы, деликвентного межличностного общения).

Система профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • организационную работу комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, социальные работники и др.);

  • создание воспитывающей среды, позволяющей наладить межличностные отношения детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы;

  • функционирование групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

  • организацию профессиональной подготовки специалистов, способных оказывать социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь;

  • реализацию общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам подростков с девиантным поведением поведением (телевизионные программы, обучающие программы, беседы, тренинги и т.д.);

  • организацию детского досуга. Подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, поэтому организация их досуга является важным направлением профилактической и воспитательной работы. Значимую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.

  • информационно-просветительскую работу [2].

В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важное значение имеет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль в социализации личности подростка.

При выборе организационных форм, путей и способов профилактического воздействия на групповое общение подростков с отклоняющимся поведением необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях той или иной группы, эффективности в переориентации личности подростков с девиантным поведением.

Литература

  1. Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

  2. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2007. – 231 с.

  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д.Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.

  4. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.

  5. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Просмотров работы: 718