СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Омельченко Ю.А. 1, Швыденко Н.В. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных строительных организациях роль системы менеджмента качества очень велика. Именно она обеспечивает стабильное и успешное руководство, а также деятельность компании. Система менеджмента качества является инструментом, обеспечивающим уровень качества продукции, ожидаемый потребителем.

Система менеджмента качества (СМК) – это такая система, эффективная работа которой невозможна без объективной, достоверной и актуальной информации. Именно наличие такой информации на предприятии позволяет принимать правильные решения по управлению качеством продукции, системами и имеющимися ресурсами организации. Для того, чтобы принимаемые решения были рациональными, они должны основываться на определенном наборе исходных данных, характеризующих продукцию, процесс или систему управления организации. Получить этот набор данных можно, если организация систематически применяет инструменты качества.

Международная организация по стандартизации (ISO) определяет качество, как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предлагаемые потребности (стандарт ISO–8402) [4].

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Система управления качеством строительной продукции – это совокупность средств, мероприятий, методов, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества зданий и сооружений на всех этапах их создания.

Экономическая основа системы управления качеством строительной продукции заключается в постоянном совершенствовании планирования качества продукции, качества труда, а также мероприятий и способов стимулирования обеспечения и повышения его уровня.

Для установления необходимого уровня качества в первую очередь разрабатываются показатели ее качества, которые отображаются в нормативных документах, а затем в проектах на базе уже составленных нормативных документов.

Предусматривается порядок разработки, накопления, изучения, хранения, использования и пересмотра нормативных документов, определения показателей качества проектных решений. Систематически осуществляется процесс повышения технико-экономического, архитектурного и технологического уровней качества продукции в заданных размерах и в заданные сроки.

Для получения необходимого уровня качества должен обеспечиваться соответствующий уровень качества труда на каждом рабочем месте и качественное выполнение работ на всех этапах создания строительной продукции.

Для поддержания качества строительной продукции на достигнутом уровне необходимо разработать и обеспечить реализацию мероприятий, позволяющих сохранять качество на установленном уровне при эксплуатации зданий и сооружений в течении заданного срока.

Кроме разработки и реализации на предприятии необходимы контроль и надзор, которые являются основными методами управления качеством. Необходимо постоянно проверять соответствие выполняемых работ заданному уровню качества, а также обязательным требованиям.

Контроль качества в строительстве включает в себя получение фактических данных и сравнение этих данных с заранее установленными характеристиками, отраженным в соответствующих документов. Объектом контроля является сама строительная продукция, а также процессы ее создания, эксплуатации, транспортирования, хранения, технического обслуживания, ремонта и соответствующая документация. Это обуславливает применение различных видов контроля на всех этапах жизненного цикла строительной продукции.

Контроль качества охватывает все этапы жизненного цикла и проводится в несколько этапов:

- технический контроль качества выполненных работ самим предприятием;

- ведомственный контроль качества продукции в строительных предприятиях;

- государственный надзор за качеством продукции, который заключается в контроле требований СНиП, стандартов, технических условий, организации приёмки объектов государственной собственности.

Анализ состояния строительной отрасли в России показывает, что динамика ее улучшений во многом обусловлена введением в 2010 году саморегулируемых организаций (СРО). По данным портала «Реестр СРО» на октябрь 2013 года в России насчитывалось 454 саморегулируемых организаций (в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях) [5]. Из них:

- СРО в строительстве – 249 организаций;

- СРО в проектировании – 171 организация;

- СРО в инженерных изысканиях – 34 организации.

В саморегулируемых организациях наличие системы менеджмента качества является необходимым. Все СРО не только устанавливают свои стандарты и обязательные правила профессиональной деятельности, но и контролируют их исполнение всеми членами саморегулируемой организации. Саморегулирование подталкивает предприятие к совершенствованию качества, хотя и делает это экономическими методами. Именно экономический фактор побуждает членов саморегулирующих предприятий к высокому качеству выполняемых работ и услуг, поскольку, основным правилом, действующим в отношении СРО, является положение о том, что, если один из участников СРО выполняет свою работу некачественно, материальную ответственность несут все участники СРО.

Следует отметить, что существуют некоторые причины, влияющие на эффективность СМК как инструмента управления в условиях особенностей российской экономики:

- несерьезное отношение руководства к внедрению СМК;

- отсутствие вовлеченности сотрудников в создание СМК, отсутствие необходимого стимулирования для их вовлеченности;

- отсутствие анализа деятельности для поиска возможностей улучшения деятельности;

- решения принимаются на основе имеющегося опыта, без детального анализа конкретных факторов.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что наличие на предприятии системы менеджмента качества и тщательное управление качеством могут обеспечить успешную деятельность, доверие потенциальных клиентов, а также преимущество данного предприятия перед его конкурентами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013.

2. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012.

4. Международный стандарт ИСО 8402. Электронный ресурс: [http://www.docload.ru/Basesdoc/5/5812/index.htm]

5. Реестр СРО. Электронный ресурс: [http://www.reestr-sro.ru/articles/id/8/]

Просмотров работы: 679