СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Дегтярева К.А. 1, Швыденко Н.В. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматриваются теоретические подходы повышения качества строительной продукции. За основу берётся три подхода повышения качества строительной продукции. В результате исследования выявлены положительные и отрицательные факторы каждого из подходов.

Examines theoretical approaches to improve the quality of construction products. Based on three approaches improve the quality of construction products. The study identified positive and negative factors of each approach.

В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей.

Качество является главным показателем для оценки продукции, работ и услуг. Этот показатель определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Решение проблемы качества – это стратегическая задача. Поэтому только разработка четкой политики в этой области и долгосрочная программа мер, объединяющих усилия всех ветвей власти и разных специалистов, может привести к подъему реального сектора экономики.

Задача повышения качества строительной продукции была и остается актуальной. Объясняется это тем, что низкий уровень качества отрицательно влияет на экономику страны, снижает экономическую эффективность капитальных вложений, создает трудности в решении социально-экономических задач. Соответственно, проблема повышения качества строительной продукции требует более тщательного изучения и рассмотрения.

Под понятием «строительной продукцией» понимается законченные в строительстве и введенные в эксплуатацию здания и сооружения за установленный период времени [1].

Проблемой повышения качества занимаются многие научно-исследовательские, проектные и производственно-технические центры различных министерств, ведомств, регионов. В работах советских и зарубежных ученых имеется необходимая теоретическая и методологическая база, которая является основой для исследования подходов к повышению качества продукции в различных отраслях строительного производства. Проанализировав их труды можно составить собственное мнение на счет данной проблемы и понять, в чем они схожи и чем различаются.

За основу возьмем три подхода к решению проблемы повышения качества строительной продукции и проанализируем их: комплексный подход; подход, основанный на адаптивном управлении качеством строительной продукции; подход, основанный на особой роли стандартов в обеспечении конкурентоспособности и достижении высокого уровня качества строительной продукции.

1. Комплексный подход. Проблема обеспечения качества конечной строительной продукции имеет комплексный характер. Решаться она должна с учетом всех условий и факторов, которые отражают многогранную деятельность в строительной отрасли [3].

Методы и инструменты повышения качества:

- стимулирование применения современных строительных технологий;

- использование прогрессивных строительных материалов и изделий преимущественно с ориентацией на энергосберегающие материалы;

- моделирование, автоматизация и применение информационных технологий в производстве строительных материалов и строительстве;

- внедрение менеджмента качества при производстве работ, строительных материалов, изделий и конструкций;

- введение требований к системам менеджмента качества всех предприятий и организаций как участников строительного процесса;

- осуществление учета при создании систем менеджмента качества в организациях и на предприятиях строительного комплекса. Учитывать не только требования международного стандарта ИСО9001:2000 или рекомендаций стандарта ИСО 9004:2000, но и отдельные подходов и методы всеобщего управления качеством (концепция TQM).

2. Подход, основанный на особой роли стандартов в обеспечении конкурентоспособности и достижении высокого уровня качества строительной продукции.

Ключевой фактор повышения качества строительной продукции - это стандартизация продукции и работ. Стандартизация в строительстве должна осуществляться в целях правового нормативно-технического обеспечения строительства путем установления правил, характеристик, норм и требований при проектировании, производстве, строительстве, монтаже, наладке, эксплуатации [4].

Методы и инструменты повышения качества:

- сертификация систем качества предприятий в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000;

- разработка стандартов строительных организаций профессиональным сообществом, которое заинтересовано в повышении своего авторитета, а также в распространении современных достижений и передового опыта;

- получение СНиПами такого же статуса, как и национальные стандарты;

- распространение СРО, которые становятся основой обеспечения высоких требований по безопасности и качеству, выполняемых ими строительных работ, и для финансовой стабильности отрасли;

- повышение роли стандартов, которые разрабатываются с привлечением ведущих строительных предприятий в строительной сфере;

- система технического регулирования строительства;

- создание сертификационных структур, а также последующая их аккредитация в национальной Системе сертификации ГОСТ Р.

3. Подход, основанный на адаптивном управлении качеством строительной продукции.

Сам процесс, включающий функции системы адаптивного управления качеством строительной продукции определяется как специализированный вид управленческой деятельности. С его помощью осуществляется целенаправленное воздействие на условия и факторы, которые оказывают влияние на качество продукции в соответствии с текущей ситуацией, сложившейся в проблемной среде.

Методы и инструменты повышения качества:

- корректировка функций системы адаптивного управления качеством в соответствии с изменениями проблемной сферы и выполнение по технологии. Технология сводится к определению комплекса составляющих ее операций, а именно к соблюдению строгой последовательности методов и приемов их выполнения и требований к обработке информации как к специфическому ресурсу управленческого труда. Функции системы адаптивного управления: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование, учет, анализ, оценка и аттестация;

- обоснованная и четкая формулировка задачи адаптивного управления качеством;

- система, в которой каждая выполняемая функция должна соответствовать своему результату;

- реализация функции при управлении в соответствии с состояниями внутренней и внешней среды объекта управления, удовлетворение конкретных потребностей;

- формирование механизма, который устанавливает баланс между требованиями и возможностями технического и экономического аспектов качества;

- правильный учет факторов, которые оказывают влияние на уровень качества.

Проанализировав все три подхода, можно сказать, что практически ни один подход не может дать четкого плана действий по решению проблемы повышения качества строительной продукции. Но в отличие от адаптивного и комплексного подходов, рассматривающие повышение качества строительной продукции как систему определенных действий, подход, который основан на стандартах качества выделяет один важный элемент – стандарт. Следование стандарту помогает достичь значительных результатов в вопросе повышения качества. Стоит отметить, что в строительстве и промышленности строительных материалов действует около 500 государственных стандартов [2].

В основе комплексного подхода лежит важность рассмотрения строительного процесса с точки зрения полного охвата проблематики, и преодоления трудностей с учетом всех условий и факторов, которые отражают многогранную деятельность в строительной отрасли. При этом рассматриваются такие составляющие комплекса как: строительные технологии, строительные материалы, менеджмент качества, сертифицированные структуры. Подход предполагает, что только с учетом всех этих компонентов возможно решение проблемы повышения качества.

Адаптивный подход рассматривает каждую функцию системы управления с адаптивной точки зрения. Она предполагает, что каждая функция является определенным специализированным видом управленческой деятельности, с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на условия и факторы, напрямую влияющие на качество продукции, в соответствии с текущей ситуацией.

Подводя итоги нужно отметить, что решить проблему повышения качества в строительстве можно только с учетом совокупного применения всех трех подходов. Потом что, без учета стандартов, адаптации к сложившейся ситуации и комплексного рассмотрения проблемы обеспечения качества конечной строительной продукции невозможно в полной мере достичь высокого результата в этой области. Также, для улучшения качества строительства в строительных организациях (фирмах) необходимо разрабатывать и внедрять комплексную систему управления качеством строительной продукции, которая была бы основана на стандартах предприятия и государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Портал о строительстве, проектировании, технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://stroilogik.ru/tehnologiya/tehnologiya-stroi-proizvodstva/32-struktura-stroi-tehnologii.html

2. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

3. В.С. Лесовик, А.М. Степанов. Комплексный подход к решению проблем обеспечения качества строительной продукции [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izvestija.kgasu.ru/files/N2%284%292005/Lesovek_48-51.pdf

4. Е.В. Дорофеева, Гавриленко А.Г. Адаптивное управление качеством строительной продукции [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mns2013.3dn.ru/publ/sekcija_2/adaptivnoe_upravlenie_kachestvom_stroitelnoj_produkcii/3-1-0-8

Просмотров работы: 773