ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПоповГ.Г., Ерохина Е.И., Ульянова И.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В эпоху информатизации образования особую актуальность получает проблема оперативного получения и использования знаний. Именно поэтому назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации с позиций технологического подхода к обучению. По утверждению Г.К. Селевко (1998) «любую систему или подход к обучению можно признать технологией, если она удовлетворяет критериям технологичности. Это научность, как взаимосвязь достижений науки и практики; концептуальность, т.е. наличие системы взглядов и принципов, на основе которых осуществляется деятельность; это системность и структурированность или наличие определенной внутренней организации системы и устойчивых взаимодействий, обеспечивающих устойчивость и надежность системы; это управляемость, планирование и проектирование педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации; это эффективность; это также воспроизводимость педагогической технологии в других условиях и другими субъектами» [5].

Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева (2002) под технологией визуализации учебного материала понимают следующее: «не только знаковые, но и другие образы «визуализации», выступающие на первое место в зависимости от свойств изучаемого объекта. Это такие элементы, которые присутствуя в той или иной степени в зрительном образе, существенно влияют на восприятие и освоение обучающимися учебной информации. Например: точка, линия, форма, направление, цвет, яркость, контрастность, структура, размер, движение» [3].

А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова (2009) дают понятие визуализации подобным же образом: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть, развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Такое определение не смешивает понятия «визуальный» и «визуальные средства» от понятий «наглядный» и «наглядные средства».

Эти же авторы подчеркивают, что в педагогическом отношении «наглядный» всегда основано на демонстрации: конкретных предметов, процессов, явлений, готовых образов. Причем, образы не заданные извне, а рождаемые или выносимые из внутреннего мира человека. Процесс разворачивания мыслей и образов и «вынесение» их изнутри во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения и она проявляется в различных формах учебной деятельности» [2].

По мнению ученых С. Блейка (2004); А.С. Шарова (2004), Н.Е. Эргановой (2007) надо иметь в виду, что интенсификация учебно-познавательной деятельности происходит за счет направленной ориентации педагога и студента не только на усвоение знаний, но и на приемы этого усвоения, на способы мышления, позволяющие увидеть взаимосвязи между изучаемыми объектами. Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения [1,7,8].

Cовременная информационная насыщенность предполагает специальную подготовку учебного материала перед тем, как предъявить его обучаемым, чтобы в визуальном виде дать им основные сведения. По мнению Н.Е Эргановой (2007) «если рассматривать продуктивную познавательную деятельность как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем плане замыслов, то визуализация выступает в качестве основного механизма, обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности» [8].

Следовательно, усиление и оживление мыслительной и познавательной деятельности обучающихся зависит от свойств дидактических визуальных средств. В связи с этим, как подчеркивает А.С. Шаров (2003,2004) «возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющая преодолеть затруднения, связанные с обучением, которые опираются на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств» [6,7]. Как утверждает Н.Н. Манько (2009) «в настоящее время, в образовании применение когнитивной визуализации дидактических объектов является достаточно перспективной. Под это определение попадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий» [4].

В современной практике, используются не менее сотни методов визуальной подачи – от традиционных диаграмм до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causalchains). Подобное разнообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний. Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.). Необходимо также использовать возможности сенсорных восприятий: слуховой, обонятельной, осязательной визуализации, если именно эти ощущения являются значимыми в выбранной профессии.

Таким образом, с помощью визуализации информации можно решить целый комплекс педагогических задач: увеличить рост интенсивности обучения, повысить учебно-познавательную деятельность, развить визуальное: мышление, представление знаний и практических навыков, передачу знаний и образов, повышение грамотности и культуры.

Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной форме, поэтому под «визуальным» мышлением мы понимаем мышление посредством визуальных операций. Педагог призван помочь обучающемуся воспринимать информацию с помощью рисунка, а не словами.

Литература

  1. Блейк, С. Педагогика: Использование достижений нейропсихологии в педагогике США / С. Блейк, С. Пейп, А. М. Чошанов. М: Рос. акад. наук, 2004. – 90 с.

  2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. – 336 с.

  3. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов/ Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева / Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 146 с.

  4. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – № 2. – 2009. – С. 22-28.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  6. Шаров А.С. Рефлексивные механизмы простраивания и связывания границ «Я» // Университеты как регионообразующие комплексы. В 5 ч. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. Ч. 4. – С. 276-280.

  7. Шаров А.С. Интериоризация с позиции теории границ // Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 20-22.

  8. Эрганова, Н.Е. Педагогика: Методика профессионального обучения. Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.Е. Эрганова; М.: Издатель­ский центр «Академия», 2007. — 160 с.

Просмотров работы: 1421