ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА У РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА У РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Иванова К.В. 1, Иванова М.К. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова, Педагогический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все большее количество детей оказывается в положении острого социально-психологического неблагополучия. Ухудшение экологической обстановки, рост социальной агрессии, экономические проблемы, развод родителей и многие другие факторы тормозят и искажают развитие ребенка. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических культурных, психологических факторов. По мнению авторов Л.И Божович, А.А. Бодалева, В.С. Мухиной, Т.А.Репиной и других, ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Интерес к проблеме тревожности нашел в отражениях в работах многих ученых. Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, как универсальной формы эмоционального предвосхищения неуспеха. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формирует тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим необходимо как можно раньше определять уровень тревожности с целью его дальнейшей коррекции и профилактики (Г.Г. Аракелов, Г.М. Бреслав, Л.А. Кулик, И.Н. Наревская, Ф. Сушкова).

Одной из существенных причин тревожности является развод родителей. Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Последствия развода могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. А.Г. Харчев отмечает, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака [4, с.344].

Ведь дошкольная пора – основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, овладения социальными нормами и правилами. Если же ребенок переживает из-за развода родителей, он испытывает тревогу и неуверенность в себе, и постепенно личность становится тревожной и мнительной.

В психологическом словаре тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из параметров индивидуальных различий. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Выделяют два основных вида тревожности:

  1. Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

  2. Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

У детей старшего дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. Но нельзя не принять во внимание, что при отсутствии своевременных приемов ее коррекции, может наблюдаться тенденция к развитию тревожности личностной. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Такие дети отличаются особой чувствительностью.

Для ребенка – дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери [2, С.720]. Дети 3,5 – 4,5 лет обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [3, С 173].

У детей 5–6 лет наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность. Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Наиболее уязвимых детей 5 – 6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит [1,С.208].

Дети, у которых ярко выражена тревожность, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

В эксперименте приняли участие дети из разведенных и полных семей МДОУ ЦРР - Детский сад №26 «Кустук» г. Якутска. Для выявления уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста мы провели следующие методики: «Тест тревожности» Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, методика «Шкала тревожности» Н.Г. Наревская, Н.Г. Сабирова, «Лесенка» В.Г. Щур.

Тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки показал высокий уровень тревожности у 70% детей из разведенных семей и 33% детей из полных семей. Методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, «Шкала тревожности» Н.Г. Наревской, Н.Г. Сабировой выявила у 66% детей экспериментальной группы и 33% контрольной группы высокий уровень тревожности. Методика «Лесенка» В.Г. Щур показала 10 % детей из разведенных семей заниженную самооценку, у детей контрольной группы показатели соответствуют возрастным нормам.

Проанализировав полученные результаты по всем методикам, включенным в исследование, мы констатировали незначительные различия у детей разведенных и неразведенных родителей по всем рассматриваемым показателям. Соответственно, можно предположить, что у детей 5-6 лет формирование личности, в целом, напрямую не обусловлено семейной ситуацией.

Что касается тревожности, то уровень выраженности данного свойства также в первую очередь обусловлен социализированностью, всем тем, что представляет проблему для ребенка старшего дошкольного возраста. Выявленное нами отсутствие различий в выраженности данного свойства у детей из полных и разведенных семей говорит о том, что в этом возрасте детям еще не свойственно рефлексировать о происходящем вокруг – данная способность формируется чуть позже. Соответственно, семейная ситуация еще не оказывает принципиального влияния и на самооценку ребенка – как известно из множества исследований, данные психологические феномены – тревожности и самооценка – тесно взаимосвязаны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.

  2. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003 – 720 с.

  3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М.: Наука, 1995 - 376 с.

  4. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы М.:Статистика, 2005 – 344 с.

Просмотров работы: 1356