ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Афанасенкова Н.В. 1, Палицына С.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, институт физической культуры спорта и здоровья, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе в России в течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья [1,2,4].

Физическая реабилитация - комплекс мероприятий направленный на восстановление или компенсацию временно или постоянно утраченных функций систем организма с помощью средств физической культуры, массажа, физиотерапии, природных факторов для возвращения пациента к бытовым, трудовым навыкам и возвращение его в социум [8].

Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующий активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации к мышечной активности, способствуют нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию умственной деятельности. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку [3,5].

С целью взаимосвязи этапов формирования двигательных навыков, коррекции, работа по физическому воспитанию с детьми, имеющими задержку психического развития должна организовываться в разнообразных формах: физкультурные занятия (сюда включаются подвижные игры, физкультминутки, ритмопластика, психогимнастика, релаксация); физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после дневного сна, нетрадиционные методы оздоровления, профилактика заболеваний); работа по физическому воспитанию в повседневной жизни (коррекционно-развивающая индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, прогулки за пределами ДОУ); активный отдых (физкультурные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья). Каждый вид занятий в той или иной мере имеет свое специфическое назначение и свою структуру: содержание и построение.

С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих углубленное изучение двигательной сферы воспитанников данной группы. Также планирование и организацию физкультурно - оздоровительных мероприятий с учетом выявленных особенностей, создание особого двигательного режима, дозирование физических и психических нагрузок, профилактику переутомления и гиподинамии [6,7]. Также обязательно необходимо придерживаться двигательного режима, для того чтобы преодолевались у детей с данным отклонением недостатки в развитии, нарушение здоровья. Оптимизация коррекционно - развивающего процесса предполагает использование специфического содержания, форм, средств и методов педагогического воздействия с учетом особенностей моторики и психомоторики дошкольников с ЗПР.

Цель исследования: оценить динамику физического развития у дошкольников с задержкой психического развития в процессе физической реабилитации.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 124 «Мирославна», г. Архангельск, в 2 этапа: декабрь 2013 года и ноябрь-декабрь 2014 года: 12 девочек, имеющих основной диагноз – задержка психического развития (экспериментальная группа). Контрольная группа - 12 девочек, практически здоровые дети. Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 5 лет, на конец исследования 6 лет.

В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия. Оценка физического развития. Двигательное тестирование: Прыжок с места в длину; челночный бег 3*10м; тест «Аист»; Бег 10м; Тест на гибкость. Метод статистической обработки данных. Для детей подобран комплекс подвижных игр для развития двигательных качеств у детей с задержкой психического развития.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1,2,3,4 и 5.

Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей

Показатели (у.е)

Исследуемые группы

t -Критерий Стьюдента

2013 г.

2014 г.

Фактические

Должные

Фактические

Должные

Длина тела (см)

110,8±2,35

109,77±3,12

114,58±2,06

116,65±3,31

3,9815**

Масса тела (кг)

20,36±0,5

18,83±3,31

22,59±0,55

21,1±1,69

3,4741**

ОГК (см)

Пауза

58,58±1,73

55,18±1,69

60,04±1,74

57,06±2,01

5,7445***

Вдох

60,7±1,8

-

62,67±1,58

-

4,0516**

Выдох

57,45±1,74

-

59,25±1,56

-

3,8966**

Экскурсия

3,25±0,15

-

3,5±0,19

-

3,5456**

Динамометрия правой руки (кг)

6,79±1,17

7±1

7,5±1,33

8,36±0,36

4,2142**

Динамометрия левой руки (кг)

6,29±0,86

6±1

6,63±0,91

7,74±0,74

4,6904***

Жизненная емкость легких (л)

1,05±0,12

1,025±0,17

1,1±0,13

1,15±0,05

4,1443**

Достоверность: *-р

Просмотров работы: 1293